Домой Питание Фосбери флоп рекорды. Анализ техники и методика обучения прыжка в высоту способом 'Фосбери-флоп' и физические качества необходимые прыгуну в высоту. Бег по разбегу

Фосбери флоп рекорды. Анализ техники и методика обучения прыжка в высоту способом 'Фосбери-флоп' и физические качества необходимые прыгуну в высоту. Бег по разбегу

Научить технике дугообразного разбега в прыжках в высоту способом «Фосбери-флоп»

Фосбери-флоп (англ. fosbury flop ) - техника прыжка в высоту (рис. 3), разработанная и впервые представленная американским прыгуном в высоту Диком Фосбери, которая позволила ему выиграть золотую медаль Летних Олимпийских игр 1968 года и установить новый олимпийский рекорд (2,24 м). На сегодняшний день эта техника используется подавляющим большинством прыгунов в высоту.

Рисунок 3 - Исполнение прыжка в технике «фосбери-флоп»

Техника прыжка заключается в следующем: атлет ускоренно разбегается по диагонали к планке, сильно отталкивается дальней от планки ногой, затем пролетает над планкой головой вперёд, спиной к земле, скользя вдоль воображаемой спирали, при этом прогибаясь назад и стараясь, чтобы как можно бомльшая масса тела оставалась ниже планки. В завершающей стадии прыжка, когда над планкой остаются только ноги, спортсмен уже находится головой вниз и приземляется на маты спиной, плечами и головой.

Способ прыжка «фосбери-флоп» обеспечивает взятие спортсменом планки, причём в течение всего прыжка его центр масс находится ниже планки на расстоянии до 20 см. Скорость разбега и его длина подбираются для каждого прыгуна индивидуально, в зависимости от уровня его технического мастерства и физических качеств.

Разбег в этом стиле характеризуется более высокой скоростью и дугообразной формой. Первые шаги выполняются по прямой линии, почти перпендикулярно плоскости планки. Последние 3-5 шагов выполняются по дуге, причем если скорость невысокая, то используют меньшее количество шагов по дуге, и наоборот. Это объясняется тем, что при больших скоростях на дуге с малым радиусом возникает большое центробежное ускорение, которое отрицательно влияет на эффективность отталкивания и создает определенные трудности прыгуну.

Оптимальная скорость разбега взаимосвязана с количеством беговых шагов. Обычно прыгун начинает разбег с небольшого подхода и выполняет 9-11 беговых шагов. Вначале разбега туловище несколько наклоняется вперед, шаги выполняются с передней части стопы «загребающим» движением, приближаясь по технике к прыжкам в длину. Беговые шаги выполняются широким свободным движением, в то же время упруго и высоко держась на стопе. Скорость разбега набирается сразу и к концу разбега несколько увеличивается. У ведущих спортсменов скорость разбега составляет 7,9-8,2 м/с.

Сложный элемент техники разбега - бег на последних шагах по дуге, когда возникает центробежная сила, величина которой зависит от скорости разбега, кривизны дуги и массы тела прыгуна. Под действием дополнительной нагрузки опорная нога больше выпрямляется в колене. Это противоречит задаче понижения траектории ОЦМ за счет подседания. Для противодействия этой силе прыгун наклоняет туловище в сторону центра дуги. Ноги ставятся на полную стопу для увеличения сцепления с поверхностью сектора, стопы ставятся по линии разбега не поворачиваясь кнаружи.

Руки работают асимметрично: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага уменьшается на 10-15 см. С ростом технического мастерства значение приобретает не абсолютная скорость разбега, а способность к увеличению темпа последних шагов разбега.

Одним из главных элементов является подготовка к отталкиванию . Это действие выполняется на двух последних шагах. Маховая нога ставится мягко, прыгун, как бы прокатываясь на ней, активно проталкивает тело стопой на толчковую ногу, обеспечивая ее эффективную постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке. Мышцы напряжены. Обе руки отведены назад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены немного назад и в сторону центра дуги.

Большое значение в подготовке к эффективному отталкиванию имеет снижение ОЦМ на последних двух шагах разбега . При беге по дуге у прыгунов наблюдается меньшее сгибание в коленных суставах, т.е. более высокая посадка бега. Это связано с противодействием дополнительным силам, возникающим под действием центробежной силы, т.е. бег по дуге предъявляет более высокие требования к мышцам спортсмена, чем бег по прямой с одинаковой скоростью.

С увеличением скорости бега по дуге прыгун еще меньше сгибает ноги в коленях, но увеличивает наклон туловища к центру дуги. Для того чтобы выставить прямую толчковую ногу вперед, необходимо понизить ОЦМ, так как в противном случае нога будет ставиться сверху, ударным действием, что оказывает отрицательное воздействие на отталкивание. М. Румянцева в журнале «Легкая атлетика» предлагает для снижения ОЦМ использовать постановку ног в последних шагах по принципу «треугольника» (рис. 4).

По ее данным, постановка ног в стороны понижает ОЦМ на 2-3 см. Это понижение происходит при высоте треугольника, в пределах 39-45 см. Чем выше квалификация, длина тела прыгуна и скорость его разбега по дуге, тем больше высота треугольника. Чем больше высота треугольника, тем больше вертикальное перемещение ОЦМ в период отталкивания. Увеличение вертикального перемещения ОЦМ при отталкивании, за счет более низкого его положения при постановке толчковой ноги, дает возможность существенно увеличить результат прыжка.

Рисунок 4 - Треугольник разбега:

а и б - предпоследний и последний шаги; h - высота треугольника

Отталкивание начинается с момента постановки ноги на место отталкивания и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой главной фазе прыжка необходимо перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную, тем самым придав телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и оптимальные условия для рационального преодоления планки. После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега, нога сгибается в колене. В этой фазе амортизации создаются предпосылки для эффективного отталкивания

В момент прохождения вертикали угол сгибания в коленном суставе составляет 150-160°, приближаясь к углу сгибания в прыжках в длину (для сравнения: угол сгибания в колене при прыжках «перекидным» способом больше и равен 90-105°). После прохождения вертикали начинается активное разгибание толчковой ноги. Необходимо, чтобы силы мышц, разгибающие ногу, проходили через ОЦМ и плечи прыгуна. Мах выполняется полусогнутой ногой в сторону от планки, помогая прыгуну развернуться к планке спиной. Обе руки активно поднимаются вверх-вперед чуть выше головы.

Время отталкивания в этом стиле 0,17-0,19 с, почти м полтора раза меньше, чем в прыжках «перекидным» способом. Угол вылета в прыжках «фосбери-флоп» составляет 50-60°: чем выше скорость разбега, тем меньше угол вылета. После отрыва толчковой ноги от грунта начинается фаза полета.

Полет - это техническое действие, которое направлено на создание оптимальных условий для перехода через планку. После отталкивания маховая нога опускается к толчковой и обе ноги сгибаются в коленных суставах. Прыгун находится спиной к планке. Плечи посылаются за планку вместе с маховой рукой. Прыгун прогибается в пояснице, принимая положение «полумостика» над планкой. Подбородок прижимается к груди. Когда таз находится над планкой, то плечи опускаются ниже ее уровня, а ноги поднимаются вверх, несколько сгибаясь в тазобедренных и почти выпрямляясь в коленных суставах. Следует обратить внимание на активное выпрямление голени в момент прохода ОЦМ планки. Начинается снижение ОЦМ и всего тела прыгуна. В этой части прыгун должен создать условия для безопасного приземления.

В прыжках в высоту современные места приземления позволяют не думать о самом приземлении, но это относится только к предыдущим стилям прыжков. При прыжках способом «фосбери-флоп» необходимо особое внимание уделить технике приземления. Связано это с тем, что прыгун приземляется на спину или на плечи, не видя места приземления. Порой даже мелкие нарушения техники приземления приводят к различного рода травмам. Нужно сразу учить правильно приземляться, особенно детей старшего возраста. Боязнь приземления даже на мягкие маты может оттолкнуть юных спортсменов от изучения этого стиля прыжков в высоту. Лучше всего обучение приземлению проходит у детей младшего возраста - они меньше боятся. Изучив падение назад, в группировке, с закрытыми глазами, можно переходить к изучению самого прыжка.

Для смягчения приземления некоторые спортсмены касаются матов сначала маховой рукой, снижая скорость падения, или двумя руками. Другие предпочитают, после касания матов плечами, выполнить кувырок назад, за счет активного движения бедер. Не следует учить активному поднятию бедер в полете - это может привести к кувырку в воздухе, и прыгун приземлится на голову. Следует также следить, чтобы прыгун, после прохождения ОЦМ планки, не опускал таз вниз, сгибаясь в тазобедренных суставах. Это движение способствует опусканию ног вниз на планку, которую можно легко сбить (рис. 5).

Рисунок 5 - Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп»

Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой прыжка «фосбери-флоп»

1) Упражнения, способствующие овладению элементами перехода через планку


Рисунок 6 - Упражнения для обучения переходу через планку при прыжках в высоту способом «фосбери-флоп»

1. Лежа спиной поперек гимнастического коня, занять положение, соответствующее переходу через планку (рис. 6, 1 ).

2. Из положения стоя, медленно наклоняясь туловищем назад, выполнить упражнение «Мост», опираясь руками на сложенные маты (рис. 6, 2 ).

3. На гимнастического коня кладут маты таким образом, чтобы они свисали с одной стороны коня и образовали подушку для приземления. Стоя с другой стороны, выполнить напрыгивание и перекат спиной через коня с дальнейшим кувырком через голову на наклонных матах (рис. 6, 3 ).

4. Выполнение прыжка через планку толчком двух ног из положения стоя спиной к планке. Нужно постараться принять положение прогнувшись над планкой, соответствующее положению перехода через планку в прыжке способом «фосберифлоп» (рис. 6, 4) .

5. То же, но с помощью подкидной доски (рис. 6, 5).

При выполнении упражнений 4 и 5 необходимо следить, чтобы ноги спортсмена не поднимались сразу вверх, а откидывались назад, вызывая прогиб в поясничной части, и только после этого поднимались вверх.

2) Упражнения, способствующие овладению техникой отталкивания

1. С трех шагов разбега выполняют отталкивание с махом согнутой ногой; при взлете маховая нога опускается. Приземление происходит на две ноги в положение стоя с небольшим прогибом в поясничной части спины (рис. 7 ).

2. С укороченного разбега по дуге выполняют отталкивание. После опускания маховой ноги вниз и прогиба в поясничной части происходит приземление на спину на поролоновые подушки (при правильном отталкивании с разбега по дуге центробежные силы обязательно повернут длинную ось спортсмена, поэтому выполнение этого упражнения без приземления на спину нецелесообразно, так как не достигается основная цель - использование центробежной силы).

Связав разбег с отталкиванием и переходом через планку, можно приступить к отработке элементов перехода через планку при отталкивании одной ногой. При этом целесообразно применить жесткий гимнастический мостик, с которого производят отталкивание. При помощи мостика прыгун может увеличить амплитуду движений, что способствует усвоению двигательного навыка. В дальнейшем после освоения техники перехода через планку мостик применяют крайне редко, так как на этом этапе может неправильно сформироваться навык отталкивания.

Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно про-изводить только там, где есть специальное оборудование (мягкие пороло-новые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожно-сти, страховки.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега спо-собом «фосбери-флоп».

Средства те же, что и для других способов прыжка.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Для освоения постановки ноги на место отталкивания применяются следующие упражнения:

– имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой;

– имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками на месте;

– то же, но выполняя прыжок вверх;

– то же, но выполняя движения в ходьбе, а затем – в беге, отталкива-

ясь на каждый 3-й, 5-й шаг;

– отталкивание с доставанием подвешенного предмета головой или рукой.

Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкивания, не-обходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществля-лась на всю стопу движением вниз – назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пяткой в сторону.

Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с оттал-киванием.

Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упраж-нения:

– бег по кругу радиусом 10–15 м;

– бег по прямой с переходом на бег по кругу;

– бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов;

– бегание в вираж с отталкиванием на середине виража;

– имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу;

– доставание предмета (рукой, головой) с полного дугообразного разбега. При выполнении разбега по дуге необходимо следить за накло ном

туловища внутрь круга и ускорением при входе в вираж. Обратить внима-ние на работу рук. Они выполняют перекрестное движение – «внешняя» рука несколько больше выносится поперек туловища, а «внутренняя» больше отводится назад.

Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению.

– выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положе-ния стоя;

через планку;

Задача 5.

В соревнованиях по прыжку с шестом смазки рук

– запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами;

– лежа поперек гимнастического коня, занять положение перехода

через планку;

– прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами;

– прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами;

– прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге.

Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, с приземлением на поролоновую по-душку высотой не менее 50 см.

При выполнении прыжков в высоту способом «фосбери-флоп» с места, отталкиваясь двумя ногами, в полетной фазе необходимо голени ос-тавить как можно ниже, подбородок прижать к груди, голову повернуть в сторону движения. После приземления на лопатки обучающийся кувырком назад заканчивает движение.

Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту способом«фосбери-флоп» в целом и ее совершенствование.

На данном этапе обучения происходит определение индивидуальных особенностей, а также функциональных и двигательных возможностей за-нимающихся. С этой целью применяются следующие упражнения:

– прыжки через планку (резинку) с короткого и полного разбега с ак-центом на выполнение отдельных фаз прыжка;

– прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат;

– прыжки с гимнастического мостика через планку на максимальной

– выполнение имитационных упражнений, сходных по структуре и ритму движений основному двигательному действию;

– прыжки с индивидуального разбега на максимальный результат.

Во время совершенствования техники прыжка в целом необходимо постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбега и повышать эффективность ритмо-темповой структуры последних шагов разбега. На этом этапе полезно использовать метод поочередного сосредоточения внимания на отдельных элементах техники при выполнении прыжка в це-лом. Во время совершенствования нужно чаще применять имитационные упражнения, сходные по структуре изучаемого прыжка .

В соревнованиях по прыжку с шестом о просьбе спортсменов стойки могут перемещаться в любом направлении вперед или назад, но не более чем на 40 см в сторону разбега и на 80 см в сторону сектора приземления, считая от проекции дальней верхней кромки ящика. До начала соревнова-ний участник должен сообщить судье свои требования по расположению стоек вместе с держателями планки для выполнения первой попытки, и это должно быть зафиксировано. Участникам соревнования разрешается ис-пользовать различные вещества для смазки рук для обеспечения лучшего захвата. Запрещается бинтовать кисти рук или пальцы, за исключением

длина раз-бега

Отталкивание в

для разбега с наклонным Рис. 15.

шесты

Место приземления

Горизонтальные прыжки

случаев, когда нужно за-бинтовать открытую рану. Минимальная длина раз-бега составляет40м,а ес-ли позволяют условия – то 45 м. Минимальная шири-на дорожки для разбега должна быть 1,22 м, мак-симальная – 1,25 м. Она должна быть обозначена белыми линиями 5 см в ширину.

Отталкивание в

прыжках с шестом начи-нается с ящика упора. Он должен быть изготовлен из пригодного жесткого материала и находиться на одном уровне с сектором

для разбега с наклонным Рис. 15. Прыжок с шестом дном длиной 1 м. Может

быть использована любая конструкция стоек или поддерживающих опор при условии, что они жесткие. Планка располагается на кронштейнах та-ким образом, что если до нее дотрагивается спортсмен или шест, она легко падает на землю в направлении зоны приземления. Кронштейны не долж-ны иметь никаких зазубрин или неровностей, они должны быть одинако-вой толщины по всей поверхности и иметь не более 13 мм в диаметре.

Спортсмены могут использовать свои собственные шесты . Не раз-решается пользоваться шестами других спортсменов без их согласия. До-пускается применение шестов произвольной длины или диаметра, изготов-ленных из любого материала или комбинации материалов.

Место приземления имеет размер не менее чем 5 м х 5 м (за исклю-чением передней части). Стороны сектора, ближайшие к ящику для упора, располагаются на расстоянии 10–15 см от ящика и имеют уклон приблизи-тельно под углом 30 градусов по отношению к ящику Рекомендуется, что-бы на соревнованиях место приземления имело не менее 7 м в длину, 6 м в ширину и 0,8 м в высоту .

Горизонтальные прыжки

Во всех горизонтальных прыжковых видах результаты округляются с точностью до 0,01 м в сторону уменьшения, если измеряемое расстояние не составляет целого сантиметра.

Рис. 16.

Рис. 17.

В прыжке в длину

Рис. 18.

Рис. 16. Прыжок в длину способом«согнув ноги»

Минимальная длина дорожки для разбега составляет 40 м. Мини-мальная ширина дорожки – 1,22 м, максимальная – 1,25 м. Зона разбега обозначается белыми линиями шириной 5 см. Максимальная длина дорож-ки должна быть 45 м. Она измеряется от соответствующего края бруска отталкивания до конца дорожки для разбега.

Рис. 17. Прыжок в длину способом«прогнувшись»

В прыжке в длину брусок, расположенный на уровне дорожки для разбега и ямы для приземления, должен быть в том месте, где предполага-ется отталкивание. Ближний к яме край бруска называется линией измере-ния. Расстояние от бруска для отталкивания до дальнего края ямы должно быть не менее 10 м. Брусок должен быть расположен на расстоянии от 1 до 3 м от ближнего края ямы.

Рис. 18. Прыжок в длину способом«ножницы».

тройному прыжку со следующими дополнениями.

Рис. 19. Тройной прыжок

Яма для приземления должна иметь ширину от 2,75 м до 3 м и быть расположенной, по возможности, таким образом, чтобы линия середины разбега при ее продлении совпала бы с серединой ямы. Яма должна быть заполнена мягким влажным песком, верхний слой которого выравнивается на уровне бруска отталкивания.

Правила соревнований по прыжку в длину применяются в соревно-ваниях по тройному прыжку со следующими дополнениями.

Тройной прыжок состоит из «скачка», «шага» и «прыжка». Утвер-ждена именно такая последовательность выполнения прыжка. «Скачок» выполняется таким образом, чтобы прыгун приземлился на ту же ногу, ко-торой он отталкивался; при «шаге» он должен приземлиться на другую но-гу, которой затем выполняется отталкивание при «прыжке». Не будет счи-таться ошибкой, если во время выполнения любой фазы прыжка спортсмен касается земли маховой ногой.

Рис. 19. Тройной прыжок

Расстояние между бруском отталкивания и дальним концом ямы должно быть не менее 21 м. На международных соревнованиях рекоменду-ется, чтобы брусок отталкивания был расположен не менее чем в 13 м для мужчин и 11 м для женщин от ближнего края ямы. На других соревнова-ниях это расстояние должно соответствовать уровню подготовки спорт-сменов. Для выполнения «шага» и «прыжка» между бруском отталкивания и ямой приземления должна быть зона отталкивания шириной не менее 1.22 м, обеспечивающая жесткую и правильную постановку стопы .


В начале 1960-х американский подросток Дик Фосбери занимался прыжками в своей школе. Получалось неважно. «Настойчивый паренек, но без таланта», — говорил тренер. Никто особо в Дика не верил. Кроме него самого. Фосбери начал экспериментировать с техникой прыжка и однажды, вместо того, чтобы красиво перелететь через планку, лицом к ней, он взял да и повернулся в прыжке задом.

Один местный журналист, увидев как прыгает Дик, пошутил, что выглядит это как «бьющаяся на дне лодки рыба». Фосбери прыгал забавно и немного нелепо. Но это сработало!

К концу школы Дик стал вторым по прыжкам в высоту среди школьников. Потом выиграл Национальный чемпионат среди юниоров. А в 1968 году взял Олимпийское золото и заодно установил новый мировой рекорд. Но даже тогда критики не унимались: «Дети подражают чемпионам. Если они станут подражать Фосбери, он уничтожит целое поколение спортсменов, потому что они переломают себе шеи».

Прошло более 40 лет – и ничего, шею никто не сломал. Хотя большинство спортсменов прыгают так, как научил их Дик, используя технику фосбери-флоп. Название, кстати, придумал сам Дик. Оцените иронию: «флоп» можно перевести с английского как «плюхнуться», «сесть в лужу».

Мне эта история очень нравится. Нравится потому, что она не просто о настойчивости и вере в себя. Она о том, что иногда, чтобы добиться успеха, надо сделать что-то не так, как все. Надо прислушаться к себе, к своим сильным и слабым сторонам, не побояться показаться смешным, взять и выбрать другой маршрут.

Бывает, что ребенку (или его родителям), говорят: «Очень жаль, ему не дано, не хватает способностей». Но, может быть, «не дано» делать что-то так, как привычно, как делают остальные? Может, если найти свой собственный путь и способ, то все получится?

Вот так начал прыгать Дик Фосбери.

А это наш Владимир Ященко, который был последним чемпионом, использовавшим классическую «правильную» технику прыжка.

PS: Немного грустного под конец. Дик Фосбери и Владимир Ященко были в большом спорте около полутора лет. Дик после Олимпиады занялся учебой в Университете, стал инженером и открыл собственную фирму. Он исполняет обязанности Президента Всемирной ассоциации олимпийцев. Он счастлив и доволен жизнью.

А Ященко, которого называли гением высоты, побил подряд несколько рекордов, а потом на одной из тренировок повредил колено. Сделали операцию – неудачно. Потом еще одну и еще. Владимир снова пробовал прыгать – не получалось. И он ушел. Ушел из спорта, а потом и из жизни. Спился. Умер в 40 лет.

Почему одни люди, став чемпионами, могут найти себя в обычной жизни, могут работать и радоваться? А другие, потеряв возможность участвовать в соревнованиях и побеждать, ломаются и исчезают?

СПОСОБ «ФОСБЕРИ-ФЛОП» ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Техника прыжка, впервые показанная на Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. Р. Фосбери (победившим с результатом 2 м 24 см), построена на совершенно иной биомеханической основе в сравнении с техникой «перекидного». Определяется это оригинальным способом перехода через планку - спиной при поперечном расположении тела прыгуна относительно планки.

Такой поперечный переход прыгуна через планку обеспечивает последовательный перенос частей тела, позволяющий полноценно использовать компенсаторный эффект. Вместе с тем поперечный переход тела потребовал повышения скорости горизонтального перемещения тела через планку, с тем чтобы успеть пройти ее на уровне высшей точки траектории о.ц.т.

Для повышения скорости перехода через планку необходим дугообразный разбег, чтобы создать центробежное ускорение. В то же время наличие центробежного ускорения в момент выполнения толчка потребовало, с одной стороны, убыстрения выполнения толчка, а с другой - применения дополнительных технических приемов, противодействующих указанному центробежному ускорению, с тем чтобы успеть выполнить полноценный толчок, прежде чем прыгуна снесет в бок с толчковой ноги.

В техническом отношении ускорение отталкивания достигается более плоской постановкой стопы толчковой ноги, без переката через, пятку и особенно более быстрого выполнения маха согнутой в колене свободной ногой. В результате этого время выполнения отталкивания в способе «фосбери-флоп» приближается ко времени отталкивания в прыжках в длину. В среднем оно равняется 0,15 сек. (в длину 0,10 сек.), в то время как в «перекидном» - 0,20-0,22 сек.

Рассмотрим технику прыжка в исполнении экс-рекордсмена мира американского прыгуна Д. Стоунза, техника которого более всего отвечает биомеханическим критериям эффективности.

Разбег с толчком. Разбег по направлению значительно отличается, от принятого в «перекидном» способе. На рис. 15 видно, что основная часть разбега, когда набирается скорость, производится перепендикулярно планке и несколько сбоку от нее. Вторая часть разбега выполняется по дуге, и в зависимости от скорости разбега поворот делается в 3 и 5 шагов. Первый способ закругления в 3 шага рационален при меньшей скорости разбега, второй - в 5 шагов при более быстром разбеге, особенно на последних его шагах.

На рис. 15 пунктиром показана линия перемещения плеч, которая расположена несколько ближе к центру кривизны. Это обусловлено необходимостью во время бега по дуге придать телу наклон внутрь. Что касается техники разбега, то она не отличается от той, которая применяется в перекидном способе. Это бег на упругой стопе с подбросом голени в момент выноса ноги от бедра и с постановкой ноги на грунт движением в захват. Техника бега в захват, несмотря на расширяющуюся амплитуду выноса свободной ноги вперед по мере приближения к толчку, должна сохраняться в течение всего разбега. Особенно
важно следовать этому требованию на последних трех. шагах в беге по закруглению. Как правило, прыгун пользуется 8-10 шагами разбега. Более длинный разбег, чем в прыжках перекидным, нужен для того, чтобы развить большую скорость.

Так, в прыжках способом «фосбери-флоп» перед трлчком скорость разбега достигает 8,0 м/сек. Для этого прыгун начинает старт с наклоном плеч вперед и бежит, ставя ноги на переднюю часть стопы, со все увеличивающейся скоростью до самого последнего шага.

Забегание к планке начинается с отталкивания наружной маховой ногой, и в это же время, противодействуя центробежному ускорению, прыгун несколько наклоняет туловище в сторону поворота (внутрь).

На последних шагах разбега надо ставить ноги строго по линии закругления. Особенно важно это требование соблюдать при выполнении последних двух шагов (рис. 16). Этому способствует наклон туловища во внутреннюю сторону поворота. В это же время прыгун переходит в бег, ставя ступню плоско на переднюю часть (кадры 1- 11). Д. Стоунз даже в предпоследнем шаге ставит маховую- ногу на переднюю часть стопы (кадр 6).

В отличие от перекидного способа в этой фазе подготовки к толчку отсутствует выведение таза и туловище сохраняет прямое (в передне-заднем направлении) положение (кадры 9-10). Значительно отличается и выполнение последнего шага и предтолчковая поза прыгуна (кадры 8-11). Так, последний шаг характеризуется широкой амплитудой движений ног в тазобедренных суставах. Если в «перекидном» при сходе с маховой ноги она остается значительно согнутой в коленном суставе и прыгун не активизирует отталкивание ею, то в способе «фосбери-флоп» виден широкий естественный бег, в котором в равной степени маховая нога отводится назад (кадры 9, 10), а толчковая - выносится вперед.

Для убыстрения отталкивания толчковая нога должна ставиться широким беговым движением, плоско, через наружное ребро стопы (кадры 10, 11). При этом важно учесть, что чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем больше появляется возможность увеличить быстроту толчка. В соответствии с этим

необходимо регулировать и степень сгибания коленного сустава маховой ноги; чем большую скорость требуется развить в толчке, тем в большей степени должна сгибаться маховая нога (уже в фазе ее выноса из заднего положения) (кадры 11, 12).

Рис. 15. Разбег при выполнении прыжка способом «фосбери-флоп»:
Ц.Б. - центробежное ускорение; А - направление действий прыгуна в толчке; В - направление полета под влиянием центробежного ускорения; а - угол подхода к планке

Страница 20 из 24


Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»

Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно производить только там, где есть специальное оборудование (мягкие поролоновые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожности, страховки.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп».

Средства те же, что и для других способов прыжка.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Для освоения постановки ноги на место отталкивания применяются следующие упражнения:

Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой;

Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками на месте;

То же, но выполняя прыжок вверх;

То же, но выполняя движения в ходьбе, а затем - в беге, отталкиваясь на каждый 3-й, 5-й шаг;

Отталкивание с доставанием подвешенного предмета головой или рукой.

Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкивания, необходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществлялась на всю стопу движением вниз - назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пяткой в сторону.

Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с отталкиванием.

Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упражнения:

Бег по кругу радиусом 10-15 м;

Бег по прямой с переходом на бег по кругу;

Бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов;

Бегание в вираж с отталкиванием на середине виража;

Имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу;

Доставание предмета (рукой, головой) с полного дугообразного разбега.

При выполнении разбега по дуге необходимо следить за наклоном туловища внутрь круга и ускорением при входе в вираж. Обратить внимание на работу рук. Они выполняют перекрестное движение - «внешняя» рука несколько больше выносится поперек туловища, а «внутренняя» больше отводится назад.

Задача 4 . Обучить технике перехода через планку и приземлению.

При изучении перехода через планку рекомендуется использовать следующие упражнения:

Выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положения стоя;

Запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами;

Лежа поперек гимнастического коня, занять положение перехода через планку;

Прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами;

Прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами;

Прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге.

Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, с приземлением на поролоновую подушку высотой не менее 50 см.

При выполнении прыжков в высоту способом «фосбери-флоп» с места, отталкиваясь двумя ногами, в полетной фазе необходимо голени оставить как можно ниже, подбородок прижать к груди, голову повернуть в сторону движения. После приземления на лопатки обучающийся кувырком назад заканчивает движение.

Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» в целом и ее совершенствованию.

На данном этапе обучения происходит определение индивидуальных особенностей, а также функциональных и двигательных возможностей занимающихся. С этой целью применяются следующие упражнения:

Прыжки через планку (резинку) с короткого и полного разбега с акцентом на выполнение отдельных фаз прыжка;

Прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат;

Прыжки с гимнастического мостика через планку на максимальной высоте;

Выполнение имитационных упражнений, сходных по структуре и ритму движений основ-ному двигательному действию;

Прыжки с индивидуального разбега на максимальный результат.

Во время совершенствования техники прыжка в целом необходимо постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбега и повышать эффективность ритмо-темповой структуры последних шагов разбега. На этом этапе полезно использовать метод поочередного сосредоточения внимания на отдельных элементах техники при выполнении прыжка в целом. Во время совершенствования нужно чаще применять имитационные упражнения, сходные по структуре изучаемого прыжка (рис. 22).

Рис. 22. Специальные упражнения прыгуна в высоту (по Н.Г. Озолину)

Рассмотрите примерный план обучения технике прыжков в высоту (табл. 8).

Таблица 8

Примерный план обучения технике прыжков в высоту

Задача

Средство

Организа-ционно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка

1. Краткий рассказ о технике прыжка, его особенностях и элементах

Рассказ должен быть кратким, образным и интересным

2. Демонст-рация техники прыжка в целом и по отдельным элементам

Акцентировать внимание занимающихся на наиболее важных фазах движения

Во время апробирова-ния занимаю-щимся не предлагается выполнить несколько прыжков с разных сто-рон разбега

3. Демонстра-ция кинограмм, рисунков, плакатов по технике прыжка

Обратить внимание на положение частей тела прыгуна в наиболее важных моментах прыжка При апробирова-нии планку установить на сво-бодно преодолимой высоте

2. Обучить технике отталкивания

1. Маховые движения сво-бодной ногой из исходного положения, стоя боком на толчковой

ноге у гимнастичес-кой стенки и держась за нее рукой на уровне груди

Движения ногой выполнять с акцен-тированным уско-рением вперед -вверх, носок стопы «взять на себя»

Маховые движения выполняются закрепощен-но, скованно

Недостаточ-ный уровень развития гибкости

Выполнять свободные маятнико-образные движения маховой ногой, постепенно увеличивая амплитуду

2. То же, но при махе выполнить перекат с пятки на носок

Выполняя перекат с пятки на носок, следить за вертикальным положением туловища

То же

То же

То же

3. То же, но с маховым движением свободной рукой параллельно движениям маховой ноги

Рука отведена назад в сторону, а при махе - дви-жения вперед - вверх

Сгибание опорной ноги и раскачивание туловища

Недостаточный уровень раз-вития подвиж-ности в тазо-бедренном суставе Излишне высокий мах ногой

Туловище и опорную ногу держать прямыми

4. То же, но в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги и последую-щим подскоком

Прыжок выполнять точно вверх с приземлением на толчковую ногу

То же

То же

Мах выполнять энергично, в непосредст-венной близости от толчковой ноги

5. Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с работой рук на месте, в ходьбе на каждый 3-й шаг, с 3, 5, 7 беговых шагов

Следить за слитным выполнением маха ногой и отталкивания, сохраняя равновесие

При выполнении теряется равновесие в полете. При приземлении опрокиды-вается

назад

Несвоевременная остановка маха ногой

Выполнять своевременное торможение маховых звеньев. Приземляться

строго на место отталкивания

6. Доставание предмета голенью маховой ноги после имитации отталкивания

Регулировать высоту подвешенного предмета, следить за сочетанием маха и отталкивания

Несогласо-ванные действия в отталкива-нии, приводящие к невысокому прыжку

Маховые движения запаздывают и выполняются вдогонку

Повторить движения по освоению маха с отталкиванием

3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием

1. Выполнение разбега по отметкам и под счет (хлопки) преподавателя

Длину и скорость разбега постепенно увеличивать

Снижение скорости разбега перед отталкиванием

Неправильное представление о ритме разбега

Обратить внимание на ритм выполнения разбега

2. Разбег с отталкиванием с 1, 3, 5 шагов

Разбег выполнять по специально начерченной линии под углом 30-45 ° к месту приземления

Разбег выполняется не прямолинейно, стопы ног сильно развернуты

Неправильное представление о технике бега по прямой

Выполнять разбег строго по линии

3. Прыжки через планку с приземлением на толчковую ногу

Следить за плавным понижением ОЦМ на предпоследнем шаге

Затруднения в выполнении предпослед-него шага и выводе таза вперед на последнем шаге

Большой наклон туловища вперед или «отвал» плеч назад на предпоследнем шаге

Туловище держать прямо. Бег выполнять с активным выведением бедра вперед

4. Обучить технике перехода через

планку и приземлению

1. Рассказ о технике перехода через планку и ее демонстрация

Отметить преимущества и недостатки изучаемого способа

2. Стоя боком к планке (скамей-ке, барьеру, на-тянутому эспан-деру, гимнасти-ческому коню и т.д.), перенести последователь-но маховую и затем толчковую ногу

Планку установить на высоте 30-50 см Место опускания маховой ноги за планкой обозначить кругом

Движения направлены вдоль планки

Движения направлены не по линии, продолжаю-щей разбег Недостаточен угол разбега

Маховое движение выполнять прямо на зрительный ориентир Увеличить угол разбега

3. То же, но в прыжке и с подходом

Обратить внимание на выполнение всех движений по линии, продолжающей разбег

Нет высокого взлета в прыжке

Движения в отталкивании и в полете нап-равлены не по линии, продол-жающей раз-бег, а в сторону планки

Повторить имитационные упражнения для освоения движений в полетной фазе

4. Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега и затем с гимнастическо-го мостика

Обратить вни-мание на опус-кание маховой ноги за планку и разворот ту-ловища лицом к планке при приземлении

Планка часто сбивается толчковой ногой

При выпол-нении движе-ний, которые направлены на уход от план-ки, толчковая нога зависает под ней

Новое на сайте

>

Самое популярное