Домой Мышцы Обучение специальным приемам и действиям рукопашного боя. Приемы самообороны без оружия: обзор эффективных легких простых приемов, запрещенных и боевых. Приемы для девушек и женщин

Обучение специальным приемам и действиям рукопашного боя. Приемы самообороны без оружия: обзор эффективных легких простых приемов, запрещенных и боевых. Приемы для девушек и женщин

Рукопашный армейский бой - это не что иное, как универсальная система навыков применения на практике приемов нападения и защиты, вобравшая в себя все лучшее из арсенала самых известных единоборств мира. Благодаря своей зрелищности, он сумел завоевать огромное количество поклонников не только у нас в стране, но и за рубежом.

Зарождение

Считается, что рукопашный армейский бой появился в Советском Союзе в 1979 году, когда на спортивной базе, закрепленной за 7-й гвардейской дивизией ВДВ, располагавшейся в литовском Каунасе, прошел первый чемпионат с участием воздушно-десантных войск. Данный стал продуктом многолетнего сотрудничества специалистов в области спорта и физической подготовки как десантных, так и других родов войск.

В этом направлении была проделана огромная работа: из числа призывников тщательно отбирали спортсменов-разрядников и призеров соревнований по самбо, дзюдо, борьбе, боксу и т. д. В конце концов совместные усилия бойцов и командиров дали отличный результат - зародилась новая система, которая сейчас широко известна как армейский рукопашный бой.

Приемы, позаимствованные из различных техник, представляют собой гармоничное соединение борцовских навыков с руками и головой. Кстати, в 1970-х годах уже начинали проводить подобное обучение солдат-срочников, призванных на армейскую службу в ВДВ, но за рамки специальной физической и оно не вышло. Мало того, любое применение приемов рукопашного боя в неслужебных целях было неправомерным и влекло за собой в лучшем случае дисциплинарную, а в худшем - уголовную ответственность. Об этом военнослужащим постоянно напоминали плакаты, размещенные в частях ВДВ. В то время рукопашный армейский бой можно было применять только при проведении спецопераций.

Выход из тени

Как было сказано выше, в СССР до конца 80-х годов минувшего века существовал запрет на преподавание и применение карате и иных боевых искусств. После его снятия произошла быстрая коммерциализация данной спортивной сферы. В связи с этим стали появляться одна за другой многочисленные школы, клубы, секции, где преподавались в основном боевые искусства восточной направленности.

До 1994 года навыки рукопашного боя считались одним из видов военно-прикладного спорта. Его культивировали исключительно в военных подразделениях. Постепенно широчайший набор технических приемов и прикладных возможностей, а также высочайшая квалификация тренерского состава и достаточно плотный график соревнований стали вызывать повышенный интерес как со стороны спортсменов, владеющих навыками различных видов единоборств, так и подрастающего поколения.

Учитывая такую заинтересованность огромного количества людей, стало возможным уже в 1995 году создать российскую общественную организацию под названием «Федерация армейского рукопашного боя» (ФАБР), которая официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Таким образом, она получила разрешение на развитие данного вида единоборства, а также право на использование его приемов с целью самозащиты и обучения людей, не связанных с военной службой.

Дальнейшее развитие

Чрезвычайная зрелищность поединков, универсальная подготовка бойцов, надежность защитной экипировки, а также понятное судейство в значительной степени способствовали популяризации среди военнослужащих. Благодаря этому появилась возможность в 1991 году в Ленинграде провести первый армейский чемпионат по рукопашному бою, который и определил пути его дальнейшего развития.

Изначально его учебно-методической базой был определен Военный институт физической культуры. Здесь была открыта новая кафедра рукопашного боя, где проводились занятия по обучению будущих специалистов по спорту и физподготовке как для армии Российской Федерации, так и для разных силовых структур. Институт готовит инструкторов, судей и тренеров, а также занимается формированием и разработкой различных методических пособий и учебников по ведению рукопашного боя.

Защитная экипировка: шлем

Как известно, данный вид спорта является одним из самых жестких и эффективных категорий единоборств. Именно поэтому соревнования по армейскому рукопашному бою требуют определенных средств защиты, которыми должен быть экипирован каждый спортсмен, участвующий в турнире.

Прежде всего у выступающего бойца должны быть хорошо натренированные мышцы шеи, так как во время поединков его голова облачается в специальный шлем, к которому предъявляются определенные требования. Одно из основных условий - защитная решетка не должна прилегать или каким-либо иным образом соприкасаться с лицом спортсмена. Дело в том, что было зафиксировано несколько случаев, когда во время акцентированного удара прямо по шлему, она в буквальном смысле рассекала кожу бойца, вызывая при этом обильное кровотечение, остановить которое можно было лишь при помощи срочного хирургического вмешательства.

При разборе подобных инцидентов обычно приходили к единому выводу: защитные решетки были изготовлены без соблюдения каких бы то ни было требований безопасности и к тому же кустарным способом. Для предотвращения таких травм прутья решетки должны скрепляться между собой исключительно при помощи аргоновой сварки.

Следующее требование - шлем для армейского рукопашного боя у каждого спортсмена должен быть индивидуальным. Это значит, что его подгоняют под строение головы бойца для того, чтобы избежать так называемого эффекта болтания в момент удара. Для этого внутрь шлема устанавливают специальные пенопленовые накладки.

Остальная экипировка

Учитывая жесткость боев, не только голова спортсмена, но и некоторые другие части тела также нуждаются в защите. Чтобы предотвратить серьезные травмы ног, используют специальные накладки для голеней и на колени, а борцовки-футы - для подъема стопы и пяток. Защита используется также для локтей и предплечий.

Кисти обязательно перевязывают боксерскими бинтами, так как сами перчатки-краги не могут гарантировать сохранность костей рук при соприкосновении с металлическим шлемом. Кроме того, в экипировку бойца входит защитный жилет, называемый протектором, и раковина для паха. Все вышеперечисленное обмундирование, кроме металлического шлема и перчаток, надевают под кимоно.

Основные правила армейского рукопашного боя

● Все бойцы в обязательном порядке делятся на до 18 лет, а дальше - в зависимости от Положения о соревнованиях. Также происходит разделение по весовым категориям: спортсмены до 60 кг и свыше 90 кг с шагом в 5 кг. Но бывает, что на локальных турнирах для взрослых предварительно договариваются всего лишь о двух - до и свыше 75 кг.

● Бои спортсменов проводятся на татами (квадратном ковре) размером не менее 14х14 м. При этом сама схватка происходит внутри выше обозначенного пространства. Его размер - либо 8х8, либо 10х10 м, а оставшаяся внешняя зона, шириной не менее 3 м, обеспечивает безопасность бойцов.

● Бой происходит в один раунд и длится по-разному: у мальчиков и юношей - по 2 мин. чистого времени, а у мужчин - по 3 мин. Что касается девочек, а также девушек и женщин, то продолжительность поединков может быть сокращена по результатам предтурнирной встречи и по обоюдному согласию представителей их команд.

● К каждому спортсмену приставляется секундант, отвечающий за его амуницию во время проведения поединков. Например, в его обязанности входит закрепить специальные защитные накладки и протектор, а также подпоясать кимоно, перевязать шлем и тому подобные действия, которые боец сам выполнить не в состоянии за отведенное для этой цели время. Когда происходит поединок, секундант сидит на стуле, располагающемся позади места соревнующегося. При этом он не может общаться с бойцом, давая ему советы или какие-либо команды. За подобное нарушение спортсмену сначала делают замечание, а за повторное невыполнение данного требования - предупреждение.

Начало боя

Спортсмены обязаны явиться на татами в течение 1 минуты с того момента, как были объявлены их фамилии. Непосредственно перед началом боя проверяют правильность экипировки соревнующихся, для чего они становятся на краю ковра для осмотра их судьей. Он обязан внимательно проверить наличие всех необходимых защитных средств на каждом из спортсменов: наличие протекторов, шлемов, перчаток, раковин, а также накладок на голени и стопы.

После окончания осмотра соперники выходят за пределы татами, где ожидают команды «Бойцы на середину». Когда она прозвучала, спортсмены идут к центру становятся на специально обозначенные места, после чего поклоном приветствуют зрителей, судью и своего противника. И, наконец, после соответствующей команды начинается сам поединок.

Оценивание боев: турнир

Армейский рукопашный бой, впрочем, как и другие виды спорта, имеет свои критерии, по которым определяют результат поединков. Засчитываются следующие технические действия: атаки ногами и руками, болевые приемы и броски. Не учитывается лишь борьба в «партере» и удары головой.

Оценки за произведенные технические действия:

● 1 балл - удары рукой по корпусу и ногой по ноге, а также сваливание, т. е. бросок, сделанный без отрыва тела противника от ковра;

● 2 балла - удары ногой по корпусу и рукой в голову, бросок с полным отрывом тела соперника от татами;

● 3 балла - удары ногой в голову, нокдаун и быстрый амплитудный бросок;

● чистая победа - это нокаут или 2 нокдауна, результативный болевой прием, дисквалификация, неявка или отказ противника.

Победа в поединке

Она может присуждаться:

● за наглядным преимуществом, т. е. когда один из спортсменов перестает сопротивляться или разворачивается спиной к своему противнику;

● по очкам, согласно решению боковых судей;

● в связи с несогласием одного из противников продолжить поединок - причиной такого поведения может служить усталость, получение травмы и т. д.;

● сдача соперника, против которого был применен болевой прием;

● неявка на поединок одного из спортсменов;

● при двух произошедших нокдаунах одного из соперников в течение поединка (бой останавливают для того, чтобы избежать нежелательного травматизма);

● нокаутом;

● при дисквалификации одного из спортсменов. Ее причиной могут послужить получение трех предупреждений, и в особых случаях - нанесение своему оппоненту запрещенных ударов, после которых он физически не может продолжить поединок.

Запрещенные приемы

Рукопашный армейский бой имеет ограничения на применение некоторых ударов и иных технических действий, таких как:

● удушающие захваты и болевые приемы относительно шеи, кисти и позвоночника;

● топающие удары и прыжки ногами по упавшему сопернику;

● болевые приемы, произведенные в стойке;

● удары в шею и пах, по суставам рук и ног, позвоночнику и затылку, а также во внутреннюю сторону бедра;

● захват, произведенный за шлем или за его решетку.

Секции для подрастающего поколения

Как и для взрослых спортсменов, армейский рукопашный бой для детей преподают опытные профессиональные тренеры не только в Москве, но и во многих крупных городах России. В секциях проводятся занятия по самообороне, личной технике безопасности, особое внимание уделяется психологической подготовке. Кроме того, дети обучаются основным методам как защиты, так и нападения, куда входят борцовская техника, удары ногами и руками, а также болевые приемы.

Читая эту статью, некоторые могут возмутиться: зачем обучать детей такому жесткому виду единоборств, как армейский рукопашный бой? Секция, в которой будет заниматься ребенок, поможет найти ему настоящих друзей, приобрести уверенность в себе, не бояться конфликтов с хулиганами и эффективно действовать, побеждая практически в любой экстремальной ситуации.

Степень популярности

Сейчас в стране более 500 тыс. граждан активно практикуют армейский рукопашный бой. Россия занимает первое место по количеству бойцов-призеров в этом виде спорта. Благодаря тому, что ФАБР официально зарегистрирована в Министерстве юстиции, она получила законное право на самостоятельное развитие, а также распространение этого вида единоборств в регионах РФ. Поэтому он успешно развивается как в различных спортивных обществах, так и в силовых структурах.

В современном мире не так часто возникает ситуация, когда дело доходит до драки. И казалось бы научиться постоять за себя будет пустой тратой времени. Однако раз на раз не приходится, и даже наименее конфликтные люди могут попасть в неприятности, если оказались не в том месте и не в то время.

Неудачная компания в клубе, грабитель в темном переулке угрожает вам и вашим близким, перепивший знакомый агрессивно пристает к вашей девушке. В такие моменты, будет не лишним знать некоторые приемы самообороны, чтобы дать достойный отпор вашим обидчикам.

Возможно ли научиться драться дома?

Научиться драться в домашних условиях и без какого-либо специального оборудования вполне реально. Огромную роль здесь играет теоретические знания об основных моментах боя, таких как: уязвимые места потенциального противника, знания элементов защиты и нападения, верная оценка ситуации и правильные тактические решения в бою.

Несомненно, для более успешного их применения, необходимы регулярные тренировки правильной постановки основных движений. Не лишними будут и физические упражнения.

Нужно ли учиться самообороне?

Так ли много существует опасностей, к которым стоит подготовить себя? Ниже перечислены наиболее распространенные из них, условно разбитые на два типа (смертельные и несмертельные). Можете оценить, какова вероятность нарваться на них и решить, стоит ли к ним подготовиться и насколько.

Грабители на улице . Также сюда можно отнести различных наркоманов, которые не отдают отчёта своим действиям и маньяков-убийц. Наиболее опасная ситуация, которую сложнее всего разрешить мирным путем, не отдав то, что от вас просят. Они редко ходят по одному или/и могут быть вооружены. В большинстве случаев ввязываться в драку не стоит, но могут попасться и законченные отморозки, которые начнут с нападения или просто захотят выпустить пар. Также стоит убежать или позвать на помощь, но только в том случае, если вы 100% уверены в положительном исходе своего решения.

Бытовые стычки. Пьяные драки в клубе или баре, кто-то пристает к вашей девушке, наезжают на друга или даже вы первый напали в ответ на оскорбления или защищаете какие-то свои интересы. Здесь ставки не так высоки, часто можно придти к соглашению и во многом от вас и от вашей точки зрения на сложившуюся ситуацию зависит, будете ли вы драться или нет. Если в вашем круге общения время от времени могут возникнуть такие обстоятельства, то неплохо будет быть готовым к этому.

Как можете заметить, вероятность попасть в подобные неприятности существует практически для любого человека. И лучше к ним хорошо подготовиться.

Как научиться драться в домашних условиях через Тренировки

Как говорят многие тренера восточных стилей единоборств – если всё что вы хотите, это просто побеждать в драке, качайте гантели и бейте по боксерской груше. Когда дойдет до дела, одним сильным ударом в челюсть отправьте противника в нокаут. Идея, в целом, неплохая. Но чтобы такое получалось всегда, нужные ежедневные и монотонные тренировки в течение нескольких лет и хороший спортивный инвентарь.

Если же вы хотите научиться постоять за себя в сложных ситуациях, но нет возможности или желания посвящать этому большое количество времени и сил, то стоит узнать больше о тактике и стратегии, о которой упоминалось выше.

Удобнее и информативнее будет разобрать уязвимые места и возможности разных частей тела. Куда, как и чем лучше бить и что защищать в бою.

  1. Голова. Уязвимых мест немало, но наиболее эффективными будут удары в глаза, горло, челюсть, нос и переносицу. Из ударных частей здесь есть лоб и затылок (если вас схватили сзади), которыми можно неожиданно ударить в переносицу. Особой тренировки для грамотного исполнения здесь не требуется.
  2. Корпус. Ударных частей здесь нет, но есть уязвимые, которые, тем не менее, сложно пробить и легко защитить. Цельтесь в солнечное сплетение, ребра и подмышки.
  3. Руки. Без специальной подготовки нанести урон рукам невозможно, разве что самому себе, промахнувшись по стенке. Удары же наносятся кулаками, пальцами (в глаза) и локтями по корпусу и голове.
  4. Ноги. Здесь наша цель это пальцы, коленные чашечки и паховая область. Бейте основанием стопы, голенью и коленом в слабые места корпуса и ног. Старайтесь не потерять равновесие.

Тренируйте скорость, силу и правильную постановку ударов. Также работайте над устойчивой стойкой, равновесием и защитой (удары блокируются предплечьями). Комбинируйте всё это с физическими упражнениями. Всё это даст вам отличный задел для успешной самообороны.

Когда началась драка

Итак, вы выучили уязвимые места, отработали свои движения и стойку и вот вы оказались в ситуации, когда дело активно движется к драке. Как вести себя в бою?

Первым делом, быстро оцените ситуацию. Что из представляет из себя противник, сколько их, вооружены ли они, стоит ли игра свеч. Когда всё решено, встаньте в свою удобную боевую позицию и атакуйте. Старайтесь сразу же перехватить инициативу и нанести самый быстрый удар, пускай он даже не самый сильный. Преимущество, как правило, на стороне тех, кто атакует первым. Далее ищете места, где противник открылся и наносите уже более сильные удары по этим местам. Также вам пригодятся несколько советов ниже, особенно если драка затянулась.

  1. В бою держитесь сильной защитной позиции, удары делайте быстро и без позывных, смотрите противнику в глаза — не показывайте взглядом, куда хотите нанести удар.
  2. Попробуйте как-то отвлечь внимание и использовать преимущества окружения, например занять более высокую позицию или такую, чтобы свет попадал противнику в глаза.
  3. Не используйте заломы, захваты и контр-захваты. Правильное исполнение даже самых простых из них требуют специальной подготовки и регулярных тренировок. Практичнее в ответ на захват, нанести точный и сильный удар.
  4. Старайтесь не использовать удары, которые могут покалечить или даже убить, особенно в бытовых стычках. Вы рискуете пойти по статье за превышение допустимой самообороны, даже если вам угрожала смертельная опасность.
  5. По этой же причине, не носите с собой оружие и не используйте подручные предметы без крайней необходимости.
  6. Избегайте пустых темных переулков, сомнительных клубов и прочих нехороших компаний. Лучший бой это тот, который не состоялся.

Как научиться девушке постоять за себя?

Отдельно стоит сказать о представительницах прекрасного пола. Здесь сложно полагаться на грубую силу, а попасть в неприятную ситуацию шансы часто выше — часто они бывают легкой целью для грабителей и агрессивных ухажеров. Приходится рассчитывать больше на ловкость, реакцию и разные уловки.

Самыми лучшими приемами самообороны для девушек будут удары по самым уязвимым местам: пальцами в глаза, горло и ногой в пах или коленные чашечки. Хорошо работает проверенный временем удар каблуком по пальцам ноги.

Всегда атакуйте неожиданно и первыми. Не лишним будет изобразить беззащитность и испуганность, чтобы ослабить внимание недоброжелателя.

Обучение детей самообороне

Дети частенько любят подраться, это факт. Это один из самых простых и эффективных способов добиться более высокого места в школьной иерархии. Ставки там не так высоки как может показаться, жизни такие драки не угрожают, ценные вещи без последствий никто не отберет. Однако пускать всё на самотёк, если вашего ребенка доводят до слез или наоборот он является местным хулиганов, ни в коем случае не стоит.

Так как же научить его постоять за себя? Здесь всё несколько сложнее и неоднозначнее, чем во взрослых конфликтах. Лучше всего будет научить ребенка уверенности в себе и умению избегать конфликты. Обучать ребенка дома элементам самообороны хоть и кажется практичным, но без какого-либо культурного или спортивного подтекста, у него может сложится впечатление о социуме как об очень агрессивной среде, где без драки никуда.

Если же хулиганы совсем не дают проходу, то хорошей идеей будет отдать его в секцию по единоборствам, отдав предпочтение тем стилям, где преобладают захваты и заломы, так как они являются более эффективными в защите и не причиняют урона. Это не только повысит его самооценку и уверенность в себе, но и может стать отличным увлечением. Главное вовремя объясните ему, что свои навыки можно использовать только в целях самообороны.

В заключение можно сказать, что получить серьезное преимущество в уличной драке вполне реально, если вооружиться хорошей теоретической базой о ключевых моментах боя, натренировать дома скорость и силу основных движений, а также принимать хорошие тактические решения в бою.

Базово-кустовой метод обучения рукопашному бою

Исторически сложившиеся системы спортивных и боевых единоборств ориентируют обучаемых, как правило, на определенный способ ведения боя: каратэ и бокс - применение удара, самбо и дзюдо - использование бросков и болевых удержаний, айкидо - воздействие болевым захватом. Но многообразие задач, которые необходимо уметь решить в реальном рукопашном бою, диктует необходимость многоплановой подготовки бойца:

Уметь противостоять без оружия вооруженному холодным оружием противнику, противодействовать физически более сильному врагу или нескольким противникам одновременно;

Вести бой на ближней дистанции, позволяющей производить броски и болевые приемы;

Освобождаться от захватов противников за различные части тела и удушений;

Знать способы конвоирования, обыска и др.

Такое многообразие задач заставляло и заставляет искать наиболее рациональные пути обучения рукопашному бою. Вначале подготовка бойца строилась на основе изучения каратэ.

Однако вскоре обнаружилось, что одним этим видом единоборства невозможно решить всего многообразия задач рукопашного боя. В результате сформировался метод, который мы назвали синтетическим. Суть его в попытке объединить каратэ с другими видами боевых единоборств. Новый метод позволил улучшить качественный уровень рукопашной подготовки, но простое суммирование различных видов единоборств принесло новые проблемы. «Ахиллесовой пятой» этого метода является отсутствие органической связи между видами единоборств, что приводит к увеличению объема тренировочного процесса. Следующим этапом развития рукопашной подготовки явилось выделение в процессе обучения ряда типичных боевых ситуаций, наиболее часто встречающихся в боевой практике войск (бесшумное снятие часового, взятие «языка» и т. д.), так называемый ситуационный метод. При всех достоинствах этого метода он тоже не лишен недостатков, главным из которых является отсутствие универсальности в рукопашной подготовке. Тактика этого метода строится по логическим шаблонам, в то время как реальный рукопашный поединок требует гибкого интуитивно-творческого мышления.

Очевидно, что решить стоящие на пути развития рукопашного боя проблемы можно только на основе системного комплексного подхода. Именно таким подходом, по нашему мнению, обладает базово-кустовой метод-обучения рукопашному бою.

Главная идея метода состоит в расчленении сложного движения на простые составляющие движения различных частей тела.

Выполнение любого приема основано на базовом движении, представляющем собой перемещение из одной стойки в другую (заданную).

Одновременно с таким базовым движением производятся определенные движения корпусом, руками, кистями и т. д. Построение приема можно рассматривать по аналогии со строением «куста». На «стволе» базового движения «насажено» движение корпуса, на котором, в свою очередь, «крепится» то или иное движение руки, ноги и т. д. За такое сходство метод получил название базово-кустового.

В процессе обучения по этому методу происходит отработка элементарных движений, составляющих «куст». Этих движений сравнительно немного - несколько базовых перемещений в стойках, несколько движений корпусом, руками, ногами, головой. Обучение этим простым движениям обычно не вызывает особых затруднений, так как они являются естественными движениями человеческого тела и не требуют особых физических усилий. Многие из этих движений, в том числе базовые перемещения, могут быть включены в утреннюю зарядку, а также в общую разминку, проводимую в начале занятия.

Путем построения «куста» из этих движений может быть создана огромная масса приемов для самых разнообразных боевых ситуаций. Очевидно, что простое механическое заучивание такого большого количества приемов весьма затруднительно. Обучаемый же, освоивший базово-кустовой принцип построения приемов, не имеет в этом необходимости, прием «конструируется» им для конкретно поставленных условий. Здесь интересно отметить, что примерно такой же метод применяет в своей практике известный советский педагог В.Ф.Шаталов. Его метод «опорных сигналов» или «опорных вех» также основывается на базовых моментах, на которых фиксируется память обучаемого, а остальная информация «привязывается» к этим моментам. Методика Шаталова отличается высокой эффективностью.

Благодаря базово-кустовому методу в основу действий бойца поставлена работа всего тела. Сами базовые движения построены на работе наиболее мощного мышечного комплекса человеческого тела - мышц тазобедренного пояса. Эти движения в сочетании с принципом воздействия на наиболее слабые и уязвимые места и точки противника позволяют противостоять заведомо более сильному физически человеку или нескольким противникам.

Базово-кустовой подход является универсальным для различных конкретных ситуаций. На одних и тех же базовых перемещениях и движениях частями тела могут быть построены приемы для совершенно разных ситуаций в бою: от нанесения ударов до болевых захватов, бросков и конвоирования. Кроме того, может быть выбрана степень воздействия на противника в зависимости от конкретной ситуации и поставленной боевой задачи. Базовые перемещения и движения частей тела возможны и при применении холодного оружия и различных подручных средств. И в этом случае совершается та же работа тела, но эффект воздействия усиливается за счет применения особых свойств предмета (штыкового оружия, магазина автомата, приклада, острой палки, лопатки, ремня и др.). Данный метод обладает большим количеством вариантов применения приемов. Например, построив прием на том или ином базовом перемещении, его можно совершать с отходом назад, движением вперед на противника, с уходом в сторону с линии атаки, с резким понижением центра тяжести тела, с заходом за спину противника и т. д. Выбор того или иного варианта определяется конкретной ситуацией (узкий проход и коридор, стена или обрыв за спиной, наличие второго противника и др.).

Таким образом, в основе тактических и технических действий бойца лежит принцип творческого подхода к данной ситуации, что, естественно, увеличивает шансы на победу.

Важным достоинством предлагаемого метода является возможность значительного повышения продуктивности учебного процесса, построенного на эффективной методике обучения, и, как следствие, резкое сокращение времени, необходимого для подготовки высокотехничного бойца.

Большая заслуга в разработке и внедрении системы рукопашного боя на основе базово-кустового метода принадлежит кандидату экономических наук, старшему научному сотруднику Института востоковедения АН СССР Г.В. Попову.


Последовательность обучения отдельному приему

В процессе обучения отдельному приему или действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствует определенная степень формирования двигательного навыка. К ним относятся ознакомление, разучивание и тренировка.

Практика показывает, что наибольшую часть времени занимает тренировка. Разучивание, как правило, осуществляется на первом занятии, а на ознакомление с приемом отводится всего несколько минут.

Из указанных выше этапов обучения в самостоятельный этап можно выделить лишь первый - ознакомление, в процессе которого у обучающихся формируется целостное представление о двигательном акте. Разучивание и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, и если они и делятся, то только условно - с учебной целью. Поэтому между разучиванием и тренировкой отсутствует резкая грань.

Под разучиванием принято понимать первоначальное овладение двигательным актом, умение воспроизвести технику приема в общей правильной форме движения.

Тренировка характеризуется дальнейшим углубленным совершенствованием и доведением до автоматизма техники выполнения приема, формированием у обучающихся прочного навыка и способностей применять его в сложных условиях.

Ознакомление с приемом. Цель - создать у обучаемых правильное, полное представление о разучиваемом приеме и рациональном способе его выполнения. Для ознакомления с приемом необходимо:

Назвать его;

Образцово показать в целом (в боевом темпе);

Разъяснить практическое применение (дать тактическое обоснование его);

Показать, если это необходимо, по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения;

Указать на главное в технике выполнения.

На этапе ознакомления применяются преимущественно методы рассказа и показа. Они должны помочь обучающимся осознать цель и значение изучаемого приема, вызвать у них живой интерес и желание осваивать технику выполнения приема. В зависимости от сложности приема ознакомление проводится, как правило, в течение одной-двух минут.

Правильное название изучаемого приема способствует повышению у военнослужащих общетеоретического уровня, знания ими терминологии приемов рукопашного боя. Кроме того, при названии приема у занимающихся создается определенное начальное представление о нем, которое в ходе дальнейшего ознакомления дополняется и конкретизируется.

Перед тактическим обоснованием применения приема необходимо образцово показать его. Показ приема должен быть четким, проводиться в боевом темпе и создавать ясное зрительное представление о приеме в общем виде. Четкая и красивая демонстрация руководителем занятия приема еще более укрепляет интерес занимающихся и служит образцом для подражания.

Показ может проводиться не только руководителем занятия, но и подготовленным военнослужащим. Этот метод демонстрации, как правило, применяется в том случае, когда командир хочет сосредоточить внимание обучаемых на отдельных элементах техники выполнения наиболее сложных приемов рукопашного боя.

Для правильного восприятия показываемого приема существенное значение имеет ракурс, под которым обучаемые видят демонстрацию этого приема. Поэтому при показе отдельных приемов целесообразно демонстрировать их как в одну, так и в другую сторону, а подразделение располагать таким образом, чтобы руководитель был виден каждому занимающемуся. Наиболее удобным при показе приемов рукопашного боя является одношереножный или двухшереножный строй. При двухшереножном строе демонстрацию приемов целесообразно проводить, находясь между двумя шеренгами, стоящими друг к другу лицом на расстоянии 6–8 шагов.

В конце ознакомления излагается техника выполнения приема.

Первоначальное изложение ее основ должно быть максимально общим и кратким, с точной терминологией названия приема и его частей. Детальное изложение техники на данном этапе нецелесообразно, так как обилие новой информации не позволит обучаемым «уловить» и запомнить отдельные мелкие детали техники выполнения приема.

При этом изложение техники сопровождается повторным показом приема в той последовательности, в какой он будет разучиваться (в целом в медленном темпе или по разделениям).

Для более полного и точного восприятия военнослужащими изучаемых приемов, особенно сложных, в конце объяснения целесообразно указать на главные элементы в технике выполнения того или иного приема и провести дополнительный показ с акцентом на них.

Разучивание приема. Цель - формирование у военнослужащих новых двигательных навыков. Главное при этом - добиться правильной техники выполнения приема.

В зависимости от уровня подготовленности военнослужащих, структуры и сложности приема разучивание осуществляется методом целостного разучивания, методом разучивания по разделениям (частям) и методом разучивания с помощью подготовительных (подводящих) упражнений.

Начальное разучивание каждого отдельного приема проводится в такой последовательности:

Выполнение по разделениям или в целом в медленном темпе в простейших условиях;

Выполнение в целом в постепенно ускоряющемся темпе;

Самостоятельное выполнение;

Выполнение в боевом темпе.

Метод целостного разучивания применяется в том случае, если прием прост, доступен обучаемым для выполнения его в целом (например, изготовка к бою) либо тогда, когда выполнить прием по разделениям нельзя или не имеет смысла (удары рукой, ногой и др.).

Сущность метода целостного обучения состоит в том, что разучивание приемов рукопашного боя проводится путем многократного их выполнения в целом (без разделений и остановок) вначале в медленном темпе в простейших условиях, а затем в постепенно ускоряющемся и в боевом темпе в разнообразных условиях и обстановке как по командам руководителя занятия, так и самостоятельно.

Метод разучивания по разделениям (частям) позволяет значительно уменьшить затраты физических усилий и избежать закрепления существенных двигательных ошибок, которые неизбежны при начальном этапе разучивания. Выполнить сложное двигательное действие в начале разучивания с первой попытки в целом практически очень трудно. В ряде приемов овладевать техникой подобных действий легче методом разучивания по разделениям (частям). Разделение двигательного акта в начале разучивания дидактически целесообразно.

Метод разучивания приема по разделениям (частям) широко используется в процессе обучения рукопашному бою и применяется в том случае, если прием сложный для разучивания в целом и может выполняться с остановками, паузами (болевые приемы в стойке, броски, приемы удушения и др.). Особенность его состоит в том, что в ходе обучения осуществляется последовательная фиксация определенных положений (частей) двигательного акта. Она обеспечивает, с одной стороны, правильное представление обучаемых о том, какое положение занимают части тела в данный момент, с другой - постоянный контроль, устранение ошибок и уточнение техники выполнения приема руководителем занятия.

Характер разделения изучаемого приема зависит от его структуры и сложности, уровня подготовленности занимающихся, но во всех случаях следует руководствоваться требованиями принципа доступности обучения. При этом в процессе разучивания целостного приема необходимо помнить, что деление может привести к искажению его динамической структуры. Поэтому его следует проводить на основе квалифицированного анализа техники. Каждая часть должна представлять собой логически завершенную, относительно самостоятельную двигательную структуру, но не превращаться в очень мелкие изолированные упражнения. Большое количество частей или делений, как свидетельствует практика, затрудняет их усвоение, вызывает преждевременное утомление и потерю интереса к обучению.

Разучивание приемов рукопашного боя по разделениям (частям) проводится по следующей схеме. Вначале отдается предварительное распоряжение, что сделать на тот или иной счет, а затем подается команда «Делай - РАЗ» и т. д. Например:

«На счет раз - с шагом вперед захватить руками ноги противника ниже колен, делай - РАЗ;

на счет два - рвануть ноги на себя, толкнуть плечом под ягодицы и, удерживая ноги, бросить противника на землю, делай - ДВА;

на счет три - обозначить удар ногой в болевую точку, делай - ТРИ».

По разделениям прием выполняется 3–4 раза.

При последующих выполнениях приема предварительные команды могут не отдаваться, а подаются лишь команды «Делай - РАЗ», «Делай - ДВА» и т. д.

По мере отработки техники выполнения приема по разделениям (частям) объединение разделений (частей) осуществляется последовательным присоединением их друг к другу или к основному элементу приема.

После выполнения приема на 3–4 счета оно может выполняться на два счета: на первый выполняется основное, ведущий элемент приема (например, рычаг руки наружу), на второй обозначается удар ногой в болевую точку.

Для качественной отработки техники приема в ходе разучивания необходимо сначала добиваться правильных действий, а затем уже наращивать быстроту их выполнения. Поэтому после отработки приема по разделениям (частям) следует приступить к разучиванию его в целом в медленном и постепенно убыстряющемся темпе.

После того как обучаемыми освоен прием в целом, руководитель предоставляет им время для его самостоятельной отработки.

Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе.

Основное внимание на заключительном этапе разучивания следует обращать на закрепление навыков в выполнении приемов путем многократного их повторения. С этой целью необходимо широко использовать метод самостоятельной работы обучаемых под постоянным контролем руководителя занятия.

Метод разучивания с помощью подготовительных (подводящих) упражнений применяется, во-первых, в том случае, если прием выполнить в целом нельзя из-за его трудности, а разделить на части невозможно (бросок через голову) и, во-вторых, если прием сложный и возникает необходимость предварительно отработать подводящие упражнения, а затем приступить к разучиванию приема в целом или по разделениям (например, бросок через спину).

Тренировка в выполнении приема . Это систематическое многократное выполнение разученного приема в постепенно усложняющихся условиях. На данном этапе достигается качественное (автоматизированное) овладение двигательным навыком в процессе его практического применения, а также высокий уровень развития физических, волевых и специальных качеств.

Приобретенная при разучивании система движений еще не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам (разнохарактерным действиям, большой физической нагрузке, утомлению, изменению внешней среды, обстановки и т. п.). В ходе тренировки закрепляется сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с этим увеличивается приспособляемость к различным изменениям условий.

Для качественного овладения приемом целесообразно максимально усложнять обстановку, на фоне которой проводится тренировка, предоставляя обучающимся право проявлять широкую инициативу и находчивость в решении стоящих задач.

Усложпение обстановки при проведении тренировки достигается путем:

Изменения начальных и заключительных положений;

Выполнения приема на точность, скорость и результат;

Увеличения количества повторений, скорости и дистанции передвижений, массы выкладки;

Применения внезапно изменяющихся условий (действий по внезапным сигналам, командам, в зависимости от поведения «реального противника» и т. п.);

Выполнения приема в комплексе с ранее изученными приемами на фоне значительной физической и психической нагрузки как на специально подготовленных местах, так и на различной местности;

Выполнения некоторых приемов в условиях ограниченной подвижности (узких местах и проходах, на уменьшенной площади опоры, на высоте и т. п.), слабой видимости и в средствах индивидуальной защиты;

Включения в тренировку соревновательного метода.

Разнообразные действия позволяют довести выполнение изученного приема до автоматизма в любой быстроменяющейся, сложной обстановке, что крайне необходимо для военно-профессионального применения навыка.

Выполнение изученных приемов в сочетании с другими ранее изученными приемами является характерной особенностью методики обучения рукопашному бою.

Дальнейшее совершенствование осуществляется в комплексной тренировке, которая проводится в конце основной части каждого занятия. Она может проводиться двумя способами:

Путем последовательного выполнения изученных приемов в процессе различных скоростных передвижений как на специально подготовленных местах (в оборудованном зале, на полосе препятствии, на площадке для рукопашного боя и т. п.), так и на разнообразной местности;

В форме учебной схватки с запланированными и внезапными действиями.

В обоих случаях военнослужащие решают поставленные задачи в зависимости от действий «реального противника».

При проведении комплексной тренировки предусматривается постепенное увеличение сложности упражнений, возрастание сочетания приемов, изменение условий их выполнения. В ходе комплексной тренировки в целях развития у военнослужащих находчивости, инициативы и быстроты ориентировки в постоянно изменяющейся обстановке широко применяются незапланированные действия обучаемых по сигналам (командам) руководителя занятия. Кроме того, обучаемые самостоятельно реагируют на неожиданные атакующие или контратакующие действия противника.

Таким образом, заключительный этап тренировки характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники выполнения приемов и развития у занимающихся высокого уровня физических, волевых и специальных качеств.

Для выполнения комплексного тренировочного упражнения (комбинаций из приемов и действий) подается предварительная команда, в которой указываются исходное положение, содержание упражнения, порядок его выполнения, заключительное положение, а затем исполнительная команда «ВПЕРЕД».


Предупреждение и исправление ошибок

Для качественного и быстрого усвоения изучаемого упражнения большое значение имеет предупреждение и своевременное исправление ошибок.

Чаще всего ошибки обучаемых являются следствием несовершенной методики, недооценки руководителем занятия дидактических принципов и методов обучения. Слабое знание обучаемыми техники выполнения приемов, нарушение правильной и четкой организации занятия, низкое состояние дисциплины и порядка также являются непосредственными причинами возникновения ошибок у обучаемых.

Кроме того, на начальном этапе обучения имеют место причины, зависящие только от индивидуальных качеств занимающихся:

Недостаточное понимание обучаемыми техники приема (устраняется доходчивым объяснением и качественным дополнительным показом);

Плохая координация движений вследствие слабой физической подготовленности обучаемых (для исправления целесообразно использовать в процессе разучивания соответствующие подготовительные упражнения);

Недостаточный самоконтроль обучаемых (устраняется путем мобилизации внимания на выполняемые движения и действия);

Утомление - состояние, при котором непривычные движения выполняются с излишним мышечным и нервным напряжением (для устранения необходимо строго соблюдать оптимальную быстроту выполнения и частоту повторений приема).

Как показывает практика, предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо (особенно на начальном этапе обучения) своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.

Поскольку в начале разучивания техника приема осваивается в общих чертах, анализ и оценка ее выполнения не должны быть слишком подробными. Возможности для самоконтроля движений, как указывалось ранее, у обучаемых крайне ограничены. Поэтому не следует пытаться подмечать и устранять у отдельных обучаемых все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале - более существенные, а затем - незначительные.

При групповом методе обучения сначала следует указать и устранить ошибки, общие для всех обучаемых, потом индивидуальные (последние - с помощью персональных указаний и замечаний руководителя без остановки процесса обучения).

Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в демонстрации приема, выполненного с ошибкой (соблюдая при этом педагогический такт), а затем без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятия.

Таким образом, для предупреждения возникновения ошибок и быстрого их устранения необходимо постоянно учитывать ранее изложенные причины и творчески применять в процессе обучения указанные рекомендации.


Предупреждение травм на занятиях

На практических занятиях, как и при проведении рукопашного боя в других формах физической подготовки, приемы рукопашного боя выполняются в разнообразной обстановке на фоне значительных физических нагрузок и психических напряжений. Активная двигательная деятельность в процессе обучения связана с возможностью получения занимающимися тяжелых телесных, психических повреждений, поэтому руководители занятий должны постоянно проводить профилактику этих повреждений.

Основными причинами травм на занятиях по рукопашному бою являются:

Плохая организация занятий;

Слабое владение руководителями занятий методикой обучения;

Низкая воинская дисциплина;

Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

В целях предупреждения травм у обучаемых руководитель занятий обязам:

Соблюдать последовательность выполнения упражнений, следить за интервалами и дистанциями между обучаемыми при выполнении приемов боя, особенно с оружием и в движении;

Следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки;

Применять на занятиях ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов);

Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивания рук, болевые приемы проводились правильно, плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «Есть» или после частых хлопков о поверхность поля немедленно прекращались;

Следить, чтобы удары ножом, рукой и ногой на партнере только обозначались;

Требовать выполнения бросков от края ковра (ямы с песком) к середине.

Рис 1.1. Места нанесения ударов в голову.

1 - висок; 2 - переносица; 3 - челюсть; 4 - сонная артерия; 5 - гортань; 6 - подбородок; 7 - глаза



Рис 1.2. Места нанесения ударов в туловище и нижние конечности:

1 - ключица; 2 - солнечное сплетение; 3 - подреберье (печень); 4 - низ живота; 5 - пах; 6 - колено; 7 - голень; 8 - подъем стопы; 9 - основание черепа; 10- верхний шейный позвонок; 11 - почки; 12 - копчик; 13 - коленный сгиб; 14 - икроножные мышцы


Команды, подаваемые при обучении рукопашному бою

На занятиях по рукопашному бою, как и по другим разделам физической подготовки, перестроения и разминания осуществляются согласно Строевому уставу Вооруженных Сил СССР.

При обучении приемам рукопашного боя применяются следующие команды:

Для изготовки к бою или принятия исходного положения - «К бою - ГОТОВЬСЬ» или «Правостороннюю (левостороннюю) стойку «ПРИНЯТЬ»;

Для нанесения укола на месте - «КОЛИ»;

Для выполнения отбива стволом автомата (рукой, малой саперной лопаткой) - «Влево (вправо, вниз направо) - ОТБЕЙ»;

Для нанесения удара - «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом) - БЕЙ»;

Для нанесения уколов (ударов) в движении - «Нанести уколы штыком (удары прикладом) по группе чучел (мишеней) - ВПЕРЕД»;

Для выполнения приема самостраховки (болевого приема, захвата, броска) - «Падение назад - начи-НАЙ»; «Рычаг руки наружу - начи-НАЙ»; «Заднюю подножку (бросок) - начи-НАЙ».

Для выполнения приема по разделениям указываются исходное положение и порядок выполнения. Например, при обучении задней подножке: «С шагом левой ноги влево вперед осадить противника, делай- РАЗ; подбить правой ногой коленный сгиб противника и рывком руками вниз налево бросить его на ковер, делай- ДВА;

Обозначить удар каблуком в подреберье, делай - ТРИ».

Для выполнения приема в целом в процессе разучивания вначале отдается распоряжение, что и как делать, например: «Выполнить загиб руки за спину в медленном (быстром) темпе». Затем подаются команды «К бою - ГОТОВЬСЬ» («Правостороннюю стойку - ПРИНЯТЬ»), «Загиб руки за спину - начи-НАЙ».

Для самостоятельного выполнения приема отдается распоряжение, например: «Загиб руки за спину выполнить самостоятельно 3–4 раза», и команда «К выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ».

Для окончания упражнения подается команда «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ» или «СТОЙ».


Наиболее уязвимые места человеческого тела

В рукопашном бою удары наносятся в наиболее уязвимые места человеческого тела (рис. 1.1,1.2).

Последствия ударов в эти места приведены в таблице.




Примечания:

Доброго времени суток, Бойцы! В этом блоге я в основном излагаю комплексную систему подготовки бойца на основе ключевых элементов, не заморачиваясь сильно на какие-то конкретные приёмы рукопашного боя. Но многих ведь интересуют именно они — не так ли?А потому, исправим это упущение и небольшим циклом статей познакомим читателя с некоторыми действиями: небольшими комплексами боевых связок — простых, понятных, легких в изучении, которые с успехом можно применить в небольших стычках на улице.


Разумеется, что после тщательной и вдумчивой проработки этих приёмов

Я знаю, что очень многих людей интересует следующий вопрос: «Существует ли в природе универсальный приём: такой, который один заменил бы собой всю систему подготовки бойца и одинаково хорошо подходил бы ко всем ситуациям боя?». Такие вопросы появляются не на пустом месте, а например, от недостатка свободного времени, когда человек не может полноценно тренироваться, но потребность в собственной безопасности уже появилась, а может быть и просто потому, что кто-то просто потеть на тренировках не хочет и он просто хочет махом решить проблему: вот и ищет “волшебную палочку”, которой нет.

Полуиниверсальные приёмы и действия — те существуют, да! В качестве примеров можно привести например, штопорные движения Контэна, которые можно использовать как в ударах и в защитных действиях, так и в бросках и выведениях из равновесия. Или облачные движения Шоу-дао, позволяющие блокировать и отводить в сторону даже не замеченные исполнителем, удары противника. Можно вспомнить и универсальные защитные движения из школы ШАР, одновременно перекрывающие максимально возможное количество уязвимых мест тела. Или работу по ключам современной системы УНИБОС. Да, взять хотя-бы , разработанный Г. Поповым. Да, это полууниверсальные движения, но это как-бы не совсем то, поскольку человек, задавая вопрос о существовании универсального приёма, подразумевает именно такое действие, которое способно работать без какой-либо специальной подготовки, действие такое, которое не надо будет приспосабливать под ситуации. То есть, полная халява, сэр! Но, увы, такого приёма рукопашного боя в природе просто не существует, и даже полууниверсальные действия требуют изучения допольнительных приёмов-сателлитов, т.е. таких приёмов, которые облегчают выполнение основного.

Вот хотя-бы первый ключ Унибос, которое есть круговое движение внутрь. Несведущему человеку может показаться, что это оно и есть. Как же, ведь на его основе можно освобождаться от захватов, выходить на болевые воздействия, проводить шлепковые защиты, использовать в ударах по дуге, ломать пальцы. Если рука держит нож, то варианты применения этого движения мгновенно расширяются, начиная с многоцелевых движений ножом. Но это только на первый взгляд, потому что параллельно с этим движением человека начинают обучать вспомогательным техническим элементам типа воздействия на голову, локоть, зоны лица, мгновенные удушения, контроль, преследование падающего тела и т.п.

Так что, вынужден огорчить - приёма вида «один за всех», нет и не будет, и придётся довольствоваться тем, что есть: полууниверсальными движениями и комплексами, состоящими из этих движений, каждое из которых, тем не менее, можно адаптировать к нескольким десяткам различных случаев, что уже экономит массу времени! И в самом деле, достаточно освоить такое движения, а дальше заниматься уже их адаптацией под возникающие ситуации боя, наделяя эти движения различными смыслами.

Нижеследующие комплексы приёмов, которые я буду здесь приводить, как раз и являются такими многофункциональными движениями, т.е, каждый из них можно применять как ударные воздействия, и в качестве болевых, и как выход на переломы и т.д. Можно применять, а можно и не применять, а использовать в какой-то одной ситуации, но тем самым снизится их эффективность и они превратятся в обычные приёмы рукопашного боя, заточенные под какую-то одну ситуацию. В общем, как угодно человеку. Кстати, в этом одна из причин появления новых стилей боевых искусств: лень человеку максимально развивать какое-то действие, приспосабливая под возникающие ситуации боя и он просто-напросто затачивает каждое под определённую ситуацию. И начинает всё это дело годами отрабатывать, но так, что комар носа не подточил, доводя до абсолютного совершенства

Итак, первая подборка таких приёмов в виде восьми микрокомплексов в количестве восьми движений в каждом. Каждый такой микрокомплекс можно изучать как на месте, так и в движении, а также комбинировать между собой в различной последовательности. Всего будет опубликовано восемь таких «сборок», входящие в которые действия подобраны столь тщательно, что охватывают практически все возможные ситуации боя. Всего же мы получаем шестьдесят четыре тактических приёма рукопашного боя , которые не являются моими изобретениями, а есть движения багуа-чжан, точнее, адаптированный вариант комплекса «багуа-чжан Плавающего Тела, форма дракона». Адаптированный в том смысле, что меня не интересовал дух комплекса (в самом деле, как можно научится двигаться словно дракон, когда его вживую никто никогда не видел), а основной упор был сделан на боевой составляющей. Делалось это с мыслью, что сначала необходимо научится защищать себя, а уж потом переходить к скажем так, «высшим сферам».

И ещё один момент. Перед тем, как иллюстрировать движения, я просмотрел как учебный фильм, так и книгу и заметил существенные различия в исполнении этого комплекса. Так что не надо задаваться вопросом, где исполнение правильное: если уж мастера сами не знают… то где уж нам, простым смертным.

Я не смогу привести здесь абсолютно все расшифровки возможных вариантов применения этих микрокомплексов - их не меньше четырехсот, а только основные, но руководствоваться можно следующей . Иллюстрировать их все - это значить, что страничка эта будет грузится очень долго: минут десять, пятнадцать, наверное. Кто столько времени будет ждать? Никто. Кроме этого, основная идея этих статей заключается в том, чтобы показать человеку сами боевые связки и донести до него мысль, что их можно применять во множестве случаев, чтобы он научился применять знакомые движения в незнакомых ситуациях боя. Если же человеку уже в готовом виде привести варианты применения этих движений, то он будет их просто тупо заучивать, отключив всякую работу мысли, потому что это, гораздо проще и привычнее, как-бы грубо это не звучало.

Так что, проработать их придётся уже читателю самостоятельно, превратить всё это дело в творческий процесс, так сказать… Ну, или если есть терпение, то пусть подождёт моего видеокурса, в котором будут показаны основные ключевые моменты.

Сначала разберём эти движения по раздельности, потом покажу, как они выполняются по-классике в форме «Багуа-чжан плавающего тела, форма дракона»: это для тех людей, которые захотять изучить комплекс полностью, но уже ясно понимая, что и для чего он делает. Да и, мало ли что - вдруг кто-нибудь захочет случайно обронить: «Да так, багуа-чжан практикую…» ;), а ему в ответ: «Ну продемонстрируй комплекс».

Итак, руки в ноги, понеслось! Базовая позиция:

Движение номер один. В багуа-чжан этот приём носить название «Ладонь удара вверх», я же называю его просто «протыкание». Выполняется он следующим образом: человек находится во фронтальной естественной стойке, руки свободно опущены. Одна рука, по-кругу через сторону, поднимается вверх и продолжая движение по кругу, опускается на уровень солнечного сплетения ладонью вниз. Вторая рука, пока ещё первая не закончила движение, выдвигается вперёд, нанося тычковый удар вперёд-вверх. Ладонь первой руки находится примерно под локтем второй.

Движения, по-классике, заканчиваются одновременно, но кроме такого варианта, необходимо ещё прорабатывать и неодновременное, чуть-чуть несовпадающее по времени окончания. Этот микрокомплекс исполняется с представлением прохождения сквозь что-то: так формируется нужный мысленный образ, помогающий правильнее нарабатывать технику.

Даже на первый взгляд на эту связку, приходит просто масса различных и интересных вариантов её применения. Будьте смелее в экспериментах и плевать на умников, радеющих за сохранение традиций в виде “одно действие – один вариант его применения”.

Номер второй. Интересная черта китайских мастеров - нагнать тумана на знакомое действие так, что утонув в различных нюансах, ученики просто перестают понимать то, что делают и заучивают приём чисто механически.
Вот например, рывок на себя — простейшее действие, с которым у нас знаком чуть-ли не каждый пацан — чего тут объяснить? Но в тексте начинается сделать шаг туда-то, поставить стопу так-то и т.п. Объясним проще: из такой же позиции, что и в первом приёме, делается шаг вперёд и обе руки вытягиваются вперёд. Потом человек подаёт туловище назад и осаживающим движением тянет назад руки.

Основная тонкость, придающая силу движению, заключается как раз в этом шаге назад. Многие наверно наблюдали в фильмах сцену, в которой главный герой схватив своих противников за головы, сшибает их друг об друга. Так вот, это эффективное в кино действие практически невозможно исполнить в реальности без вот этого небольшого осаживающего движения туловищем назад. Ну, или шага назад, если так получилось.

Помню, где-то читал, что один гражданин полностью построил свою систему боя на этом рывке. Он любыми правдами и неправдами приближался на дистанцию захвата, дальше захватывал супостата и рывком направлял того на себя, нанося сокрушительный удар головой. Приём действовал безотказно. Он далеко пошёл со своим универсальным приёмом, пока этого Кента не засадили по статье «Разбой и грабежи».

Номер три. Ещё один приём рукопашного боя . По классике, трактуется как бросок подножкой. Человек шагом вперёд, наносит в горизонтальной плоскости прямо перед собой внутрь, секущее движение рукой. Когда оно почти заканчивается, подходя к груди, другой рукой выполняется тычок прямо вперёд из-под ладони приблизившейся к груди, руки, которая смотрит ладонью вниз. Далее следует смещающееся движение назад, на заднюю ногу с одновременным тянущим движением обеих рук.

Возможен бросок, возможен болевой на руку, можно провести и толчок, и выведение из равновесия скручиванием и многое другое.

Кстати, даже в таком древнем искусстве боя Багуа-чжан уже чувствуется влияние спорта в ущерб боевой эффективности. И это несмотря на то, что китайцы крайне ревностно относятся к традициям. Говоря о спорте и бое, я хочу сказать следующее: Основное предназначение боя – убивать и калечить и абсолютно все движения из арсенала бойца должны способствовать этому, даже шаги. А потому, нет абсолютно никакой надобности аккуратно обходить ноги противника. Ведь если, при исполнении этого приёма в варианте “подножка”, не заступить, а наступить на стопу противника, жёстко её зафиксировав, и совершить бросок, то если не перелом, то рваные связки тому обеспечены.

Четвёртая связка. Наверно, самая простая. Человек чуток приседает, ступни разворачиваются внутрь, колени почти соприкасаются. Руки скрещены перед грудью так, что левая находится сверху, при этом пальцы левой руки направлены вверх, а правой вниз.

Из этого положения поворачиваемся вправо примерно на сорок пять, семьдесят градусов и совершаем вправо шаг правой ногой, одновременно вытягивая правую руки и опуская левую.

Соответственно, всё это дело совершаем и на другую сторону.

Собственно, применение этой связки — идеальная боевая стойка: как при атаках спереди, так и сбоку — всего то и надо, что развернуть туловище в нужную сторону. Очень легко выйти на него из облачных движений, да собственно говоря, оно и является частью “облаков”.

Пятое движение. Сделав один шаг вперёд правой ногой, оттягиваем правую кисть назад (проще говоря, выполняется защита перехватом с одновременным отводом наружу со стороны большого пальца). Левая рука наносит удар локтем в горизонтальной плоскости прямо перед собой.

Ну, может быть,и не удар, а давление, что можно использовать в болевом на локтевой сустав противника, отведения его поднятой руки или выход на боевую позицию для прямого удара локтем. Если обратить внимание на ладонь, а не на локоть, то при сохранении того же рисунка движений, можно с успехом наносить удары. В общем, вариантов применения просто масса!

Кстати, на рисунке в начале статьи, как раз вариант применения этой связки.

Шестое движение. Левой рукой перехватывается атакующая конечность и утягивается к пояснице вниз с одновременным небольшим разворотом туловища влево: таким поворотом мы добиваемся надёжной фиксации конечности противника, особенно, если ещё левую руку прижмём к своему туловищу Локоть правой руки поднимается в вертикальной плоскости, а затем, с шагом вперёд-влево левой ногой, опускается вниз до тех пор, пока правая кисть не окажется напротив солнечного сплетения ладонью вниз. В момент принятия такого положения, левая заканчивает протыкающее движение прямо вперёд ладонью вверх.

Ну здесь само собой напрашивается удар локтем снизу после отвода удара противника. Можно нанести и удар кулаком снизу на манер боксёрского: что локоть, что кулак – всё едино, движение же идёт снизу-вверх, так в чём проблема?

Можно и нанести удар локтем не в челюсть противника, а под локоть руки, которую перехватила левая рука. Разумеется, что в этом случае, не следует перехваченную конечность подтягивать к своему поясу, а необходимо расположить повыше.

Придумайте ещё несколько десятков вариантов применение связки. Впрочем, как и всех других.

Седьмое движение представляет собой позицию с раскрытыми руками. В классической трактовке исполняется с одновременным перемещением по кругу, но тут возможна масса и чисто практических вариантов применения, начиная от подставки под удар сбоку ногой локтя правой руки (если по рисунку) и заканчивая различными разводками конечностей в стороны, чтобы прорваться к его центральной линии для нанесения сокрушительного и окончательного удара.

Ещё раз повторю, что каждую приведённую связку можно научится использовать как приёмы с различным смыслом: в ударах, выведениях из равновесия, болевых, контролирующих…, главное, не кидаться сразу в тренировки и стоять потом кубатурить, не зная, что делать, а для начала, просто сесть и мысленно поработать над связками, расширяя возможный диапазон их применения.

Восьмое, интересное движение. Обе руки движутся почти одновременно в плоскости, находящейся перед человеком, но движутся они в противоположных направлениях: одна по часовой стрелке, другая против.

Одна из трактовок: вы отводите удар в лицо, но противник тут же наносит удар ногой в живот. Вот тут как раз и приходит на помощь вторая рука, отводя её в сторону. Кстати, возможно спиралевидное закручивание ноги противника продолжающимся круговым движением.

Для повышения “уровня рвения” к изучению этих приёмов, хочу сказать следующее: эти действия очень быстро усваиваются подсознанием, на удивление быстро. Не надо настукивать их по нескольку лет подряд – навык приходит уже через пол года постоянных тренировок примерно по часу через день, главное, отрабатывать их по этой методике, а не абы как, просто выпучив глаза. Необходимо работать вдумчиво, с анализом движений и осознанием своих действий – только в этом случае будет действительно успех!

Из основных тонкостей работы, следует помнить о правильном сложении пальцев (эта форма была описана и показана на рисунке ), иначе велика вероятность просто-напросто отломать самому себе мизинцы просто потому, что зацепились ими за что-нибудь в суматохе боя или же противник так удачно по ним приложился, что выбил напрочь.

Будьте смелее в своих экспериментах с этими движениями, пробуйте их применять в самых различных сложившихся ситуациях и при любых атаках вашего оппонента, обращая внимание на всё. Помните, что тут важнее сама последовательность движений, а “насадки” в виде различных ударных форм кисти могут быть самыми различными. Ну и что, что об этом китайские мастера ничего не говорят? Вам то что за дело? Я уж не говорю, что почти все эти действия решительно невозможно применить так, как их рекомендуется применять в самом багуа-чжан “плавающего тела, форма дракона” (про другие формы не скажу, не анализировал)! Они будут действовать только если человек работает через контакт с конечностями противника, по другому, через контакт-контроль (липкие руки, если кто не знает).

Вот например, расшифровка “по-классике” третьей связки: противник наносит удар, вы его отбиваете и наносите прямой тычковый удар по ребрам пальцами другой руки. Потом, необходимо подскочит к противнику, завести свою ногу (а тот стоит как дурак с вытянутой после удара рукой – ждёт, когда же его бросят) за его ногу и тянущим движением обеих рук назад, совершить его бросок на пол.

Ерунда какая-то. Отличные боевые движения использовать с максимально низкой эффективностью! Как будто специально.

Пока я заканчиваю, но в следующих статьях тема универсализации приёмов рукопашного боя будет продолжена.

Данный вид боя обычно применяется в ситуациях, когда применение огнестрельного оружия ограничено в силу некоторых причин. Зачастую при этом возникает угроза для жизни одной из сторон или же велика вероятность пленения. Зачастую в ходе боя могут использоваться подручные средства в виде ножа, саперной лопаты, палки. Значительно реже встречается рукопашный бой вовсе без оружия.

Видео: Спецназа ВВ МВД России

Зачастую навыки рукопашного боя необходимы лишь для бойцов силовых структур и ведомств, но иногда рукопашный бой возможен и на обычных городских улицах, когда конфликт из обычной потасовки под воздействием выхода одной из сторон из состояния психического равновесия, может стать смертельно опасным. Также часто рукопашный бой используется при проведении спецопераций, для которых необходимы скрытность и бесшумность.

Тактика боя — три фазы

  1. Начальная фаза боя – сближение . Обычно характеризуется стрельбой навскидку или метанием различного рода оружия. Далее могут последовать удары либо с применением оружия, либо без него. На этой стадии, возможно, что кому-то из противников удастся одержать победу, вырубив оппонента точным ударом.
  2. Если же бой не удалось закончить, то наступает вторая фаза – сваливание на землю или сбивание . Цель данного действия – воспрепятствовать дальнейшим действиям противника и занять более выгодное положение.
  3. После того как противник повален, наступает третья фаза – добивание . В уличных условиях это обычно избивание ногами. Для силовых структур обычно в эту фазу применяются либо фиксация противника, либо применение болевых приемов.

При действии против группы противников возможно вместо второй стадии использовать одного из атакующих в качестве щита или же, бросив его под ноги атакующим, затруднить их продвижение.

Основные принципы ведения боя

  • Избегайте оказаться в положении на линии атаки противника. Ведь вас могут повалить одной лишь инерцией движения противника, даже в случае если вам удалось увернуться от его удара.
  • Старайтесь наносить удары из любого положения. При этом не всегда важны тяжелые удары. Множество легких ударов могут затруднить действия противника, если наносить их неожиданно.
  • Старайтесь занять удобное положение и избегайте ограничения своей подвижности путем скрещивания рук или ног.
  • При возможности нарушьте равновесие противника, это затруднит его наносить более сильные удары.
  • Будьте расслаблены и сосредоточены – это придаст скорости вашим движениям.
  • Импровизируйте, действуя по ситуации.
  • Воспользуйтесь особенностями окружающей вас местности.
  • Старайтесь свести время боя к минимуму и экономьте энергию, избегая неоправданных движений и прыжков.
  • Периодически сближайтесь. Это позволит вам определить последующие действия противника и не даст ему возможность нанести неожиданного сильного удара.

При работе с группой противников актуально следующее:

  • избегать отступления;
  • использовать одного из противников в качестве живого щита, применяя при этом к нему болевые приемы для управления движением;
  • используйте противника в качестве ограничения для движения остальных;
  • не забывайте об остальных;
  • используйте подручные средства, если противников несколько;
  • находитесь в движении;
  • не распыляйте внимания на пересчет противников;
  • упав, старайтесь защититься и наносите удары снизу. Воспользуйтесь противником в качестве противовеса, чтобы подняться.

Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой является универсальной системой обучения приемам защиты и нападения. Данная система соединила в себе большое количество функциональных элементов из различных видов боевых искусств со всего мира. Армейский рукопашный бой начал быстро развиваться и получил огромную популярность за свои контактные поединки с минимальными травмами участников.

Когда родилось боевое искусство

Видео: Рукопашный бой по системе спецназа ГРУ

Как военно-прикладной вид спорта армейский рукопашный бой родился в 1979 году, во время первого чемпионата Воздушно-десантных войск. Именно с этого времени и такие чемпионаты начали проводить каждый год. Кроме этого, армейский рукопашный бой являет собой основу физической подготовки молодых бойцов и был успешно внедрен в программу их обучения.

Такой вид единоборств стал довольно популярным видом спорта среди военнослужащих, поскольку спортсмены были хорошо подготовлены, владели техникой движений различных боевых искусств, таких как бокс, дзюдо, самбо, борьба и др.

Первый чемпионат

Видео: Русский рукопашный бой Спецназа и Реальное айкидо

В 1991 году в г. Ленинград был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил. Чтобы популяризировать этот вид спорта еще больше, Спортивным комитетом Министерства обороны в 1992 году была организована Федерация армейского рукопашного боя в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств.

Некоторое время армейский рукопашный бой культивировался только в армейских подразделениях и был военно-прикладным видом спорта. Сегодня же, этим видом боевых искусств занимаются многие спортсмены различных единоборств, а также большой интерес такой вид спорта вызвал и у подрастающего поколения.

Отличительная черта от других рукопашек

Новое на сайте

>

Самое популярное