Домой Мышцы Методы по физической культуре. Характеристика спортивной тренировки. Усложнения и облегчения

Методы по физической культуре. Характеристика спортивной тренировки. Усложнения и облегчения

Метод – это слово греческое, обозначающее способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод тренировки – это совокупность способов работы тренера и спортсмена, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня спортивной подготовленности: развиваются необходимые качества, осваиваются умения и навыки, происходит познание закономерностей спортивной тренировки. Методы тренировки определяются различным сочетанием основных характеристик применяемых упражнений и условий их выполнения.

В практике подготовки спортсменов применяется большое число различных методов тренировки. Но все это многообразие методов можно свести к двум формам тренировочной работы:

Однократная непрерывная работа (равномерная или переменная);

Прерываемая работа, повторяющаяся через определенные интервалы отдыха.

К первой из указанных форм относятся методы длительной равномерной или переменной работы, одной из разновидностей которой является «фартлек» - метод, при котором интенсивность работы меняется по самочувствию.

К форме прерывистой работы следует отнести методы повторной и различные варианты интервальной тренировки.

Для метода длительной непрерывной работы наиболее характерным является весьма умеренный темп выполнения упражнений, который поддерживается на протяжении большого промежутка времени (от 30 мин и более).

Разновидности длительной работы, применяемой в форме метода равномерной работы (равномерный метод) ч.с.с. не выше 150 уд./мин, т.е. аэробно, продолжительность зависит от задач тренировки (восстановительные или развивающие).

Методы повторной и интервальной тренировки объединяет то, что оба они выполняются в форме повторяющихся отрезков, разделенных интервалами отдыха. В зависимости от задач тренировки определяется продолжительность интервалов отдыха и интенсивность работы. Эти два метода - наиболее часто применяемые в тренировке спортсменов, поэтому рассмотрим их подробнее.

На примере использования беговой работы на дорожке рассмотрим повторный метод при развитии скоростных способностей:

Длина отрезков подбирается такой, чтобы скорость была близкой к максимальной и сохранялась до конца тренировочного отрезка;

Интенсивность, близкая к максимальной (95-97 %);

Количество повторений до тех пор, пока скорость преодоления отрезка не упадет на 5 %;

Продолжительность отдыха между повторениями определяется по самочувствию, когда спортсмен готов к выполнению следующей попытки с той же скоростью (обычно 3-5 мин);

Характер отдыха предпочтительнее активный, с целью ускорения восстановления и сохранения необходимого соревновательного возбуждения.

Интервальный метод. Вариантов очень много, но чаще используется при развитии скоростной или общей выносливости. Рассмотрим вариант на развитие общей выносливости:

Длина отрезков зависит от задач тренировки (если на скоростную выносливость, то от 200 до 400 м, если на общую выносливость – свыше 400 м);

Интенсивность подбирается такой, чтобы к концу отрезка пульс был не выше 170-180 уд./мин;

Продолжительность отдыха – постоянная, примерно 1-2 мин – обеспечивает восстановление до 130-140 уд./мин (не ниже 130);

Количество повторений определяется восстановлением в выбранной паузе отдыха до 130-140 уд./мин. Пока спортсмен восстанавливается, работа продолжается, обычно более 10 повторений;

Характер отдыха – ходьба, упражнения на расслабления, избегать полного покоя.

Примечание: если тренировка проводится на этапе базовой подготовки, возможно выполнение нескольких серий, разделенных 8-10 минутными паузами отдыха.

2.7. Физиологическое воздействие тренировочной нагрузки на спортсмена
в зависимости от изменения компонентов нагрузки

Физические нагрузки, применяемые в тренировке спортсменов, имеют своей целью вызвать необходимые адаптационные перестройки в организме, которые обеспечивают рост спортивной работоспособности. Адаптационные перестройки возникают только тогда, когда нагрузка вызывает значительные изменения гомеостаза, т.е. нагрузки выше привычны౅ (развивающие). Величина и характер физиологических изменений определяет срочный тренировочный эффект. Этот результат одного тренировочного занятия выражается в утомлении и снижении работоспособности. Адаптационные изменения, наступающие под влиянием отдельных тренировочных занятий, суммируясь друг с другом на протяжении нескольких недель, обуславливают кумулятивный, т.е. накопительный эффект тренировки. Он может, при больших нагрузках, выражаться в снижении работоспособности или при оптимальных нагрузках в улучшении тренированности и росте спортивных результатов.

Воздействие тренировочных нагрузок на организм спортсмена зависит от показателей нагрузки, называемых компонентами. Сюда относят показатели применяемых упражнений:

Интенсивность (скорость передвижная, ч.с.с.);

Продолжительность (длина дистанции);

Величина интервалов отдыха между упражнениями;

Число повторений упражнения;

Характер отдыха (пассивный или активный).

Изменения этих компонентов влечет за собой и изменения воздействия тренировочной нагрузки, выражающиеся в срочном эффекте тренировки.

Интенсивность упражнения непосредственно определяет величину и характер физиологических сдвигов, вызываемых выполненной работой. При низкой интенсивности упражнения, когда расход энергии невелик, и он еще не превышает максимума аэробной способности (ч.с.с. не выше 150 уд./мин), текущее потребление кислорода полностью удовлетворяет энергетические потребности. Работа происходит в условиях устойчивого состояния и носит аэробный характер энергообеспечения, позволяя выполнять работу длительно без снижения скорости.

Скорость бега, при которой сохраняется строгая пропорциональность между интенсивностью выполняемой работы и количеством потребляемого кислорода, называют «субкритической».

Если спортсмен увеличит скорость передвижения, то он достигнет области «критической» мощности, где кислородный запас сравняется с его максимальными аэробными возможностями. Работа будет выполняться при предельном усилении деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Уровень «критической мощности» тем выше, чем больше аэробная работоспособность спортсмена. При интенсивности упражнений, превышающей значение «критической мощности», когда величина кислородного запроса превышает максимум потребления кислорода, работа выполняется за счет анаэробных источников энергии с образованием большого кислородного долга и не может продолжаться длительно.

Продолжительность выполнения упражнения зависит от длины преодолеваемой дистанции и скорости передвижения. Между скоростью и продолжительностью упражнения существует обратная зависимость: чем выше скорость, тем меньшее время она может быть поддержана.

Работа максимальной интенсивности может продолжаться в пределах 6-10 сек, гликолитеская работа, обеспечиваемая энергией от расщепления углеводов с образованием большого количества молочной кислоты в пределах 1-2 минут, и аэробно-дыхательные процессы разворачиваются полностью лишь к 3-5 минутам работы, и работа обеспечивается, в основном, аэробными источниками образования энергии.

Величина интервалов отдыха между упражнениями играет исключительно большую роль в определении величины и особенно характера ответных реакций организма на выполняемую нагрузку. При небольшой продолжительности упражнения работа совершается преимущественно за счет анаэробных источников. Если при этом задавать небольшие интервалы отдыха, то вызванное анаэробными реакциями усиление аэробного обмена в период отдыха будет сохраняться вплоть до начала следующего упражнения, которое еще более усилит аэробный процесс. Отсюда следует, что при работе с «субкритической» и «критической» мощностью (т.е. без образования кислородного долга) уменьшение интервалов отдыха делает тренировочную нагрузку более аэробной (за счет увеличения минутного объема крови).

В то же время при работе с «надкритической» мощностью (когда образуется кислородный долг) с интервалами отдыха, недостаточными для ликвидации образовавшегося кислородного долга, каждое последующее упражнение (повторение) будет увеличивать анаэробные сдвиги в организме. Поэтому здесь сокращение интервалов отдыха приведет к увеличению кислородного долга.

Характер отдыха, в частности заполнение пауз отдыха между повторениями упражнений другими видами деятельности, оказывает разное влияние в зависимости от напряженности выполняемой работы. При работе, близкой к «критической мощности», умеренная нагрузка в паузе отдыха (активный отдых) позволяет поддерживать высокий уровень аэробных процессов и избегать резких переходов от работы к покою и обратно. Кроме того, выполнение умеренной нагрузки после напряженной работы ускоряет протекание восстановительных процессов. С этой точки зрения многократные переключения от упражнений высокой интенсивности к работе умеренной придают, в целом, тренировочной нагрузке более аэробный характер. В этом и заключается основное преимущество переменных форм тренировочной работы.

Число повторений упражнения определяет величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет поддерживать на высоком уровне деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем длительное время. В анаэробных условиях увеличение повторений рано или поздно приводит к исчерпанию энергетических резервов в мышцах и развитию резко выраженного утомления, в чем немаловажную роль играет и закисление молочной кислотой, что вынуждает спортсмена либо прекратить работу, либо снизить ее интенсивность и перейти на преимущественно аэробные источники образования энергии.

Таково влияние отдельных компонентов нагрузки на вызываемые ею физиологические изменения в организме. Исходя из особенностей вызываемых физиологических сдвигов в организме, все тренировочные нагрузки, применяемые в процессе подготовки спортсменов можно разделить на пять основных групп.

Исходя из особенностей вызываемых физиологических сдвигов в организме, все тренировочные нагрузки, применяемые в процессе подготовки спортсменов, можно разделить на пять основных групп.

1. Нагрузки преимущественно аэробной направленности

При выполнении таких нагрузок их энергетические затраты полностью покрываются за счет аэробных процессов. Использование анаэробных источников энергии здесь не играет значительной роли, их участие ограничивается пусковой фазой работы. Работа выполняется с невысокой интенсивностью в течение длительного времени (от 30 мин и более).

Нагрузки аэробного воздействия можно разделить в зависимости от интенсивности, на восстановительно-компенсирующие – если при их выполнении пульс не превышает 130 уд./мин. Эти нагрузки не являются развивающими для сердечно-сосудистой системы, т.к. до уровня 130 уд./мин систомический объем сердца не достигает своих максимальных значений. Они используются в небольших объемах (до 30-40 мин) с целью улучшения восстановительных процессов или на этапах втягивающей работы с постепенным увеличением продолжительности работы до нескольких часов. Например, длительная велоезда (до 4-х часов) по равнинной местности с умеренной интенсивностью. Такая работа необходима с целью улучшения питания – кровоснабжения работающих мышц за счет увеличения капиллярного русла, укрепления связочно-мышечного аппарата и подготовки его к более интенсивным нагрузкам.

Нагрузки, вызывающие частоту сердечных сокращений до 150 уд./мин, являются аэробными и обеспечиваются самыми экономическими источниками энергии с участием кислорода, а потому выполняются длительно. В основном, используются для развития выносливости – равномерными или переменными методами тренировки, а также интервальными методами на длинных отрезках.

2. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия (пульс 151-190 уд./мин).

Интенсивность этих упражнений лежит выше порога анаэробного обмена (ПАНО), но еще не превышает максимальных аэробных возможностей спортсмена. При выполнении тренировочных нагрузок этого вида, наряду со значительным усилением аэробных процессов, возрастают и анаэробные сдвиги в организме. Продукты анаэробных реакций используются для процессов окисления, и это стимулирует рост потребления кислорода.

При смешанной аэробно-анаэробно работе частота сердечных сокращений находится в пределах от 151 до 190 уд./мин. Эти тренировочные нагрузки не только способствуют развитию аэробных способностей до максимальных значений, но и оказывают на организм более разностороннее воздействие, увеличивая силу и анаэробные возможности. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия являются наиболее применимыми при развитии выносливости квалифицированными спортсменами, с целью повышения ПАНО.

3. Нагрузки анаэробно-гликолитического воздействия.

Это самые труднопереносимые нагрузки. К этому типу нагрузок относятся такие, которые вызывают пульс 190 уд./мин и выше продолжительностью работы от 30 сек до 2-3 мин. Нагрузки этого вида вызывают резкое усиление анаэробных процессов, в особенности гликолиза. При этом в организме происходит накопление молочной кислоты и образуется большой кислородный долг. Анаэробная гликолитическая работа вызывает сильное утомление и требует предельного напряжения от спортсмена. Учитывая, что при выполнении этого вида нагрузок образуются предельные значения закисления молочной кислотой, что весьма негативно воздействует на организм спортсмена, и в том числе разрушающе на митохондрии, что крайне нежелательно, использование таких нагрузок весьма ограниченно. Гликолитические нагрузки требуют от организма максимальной мобилизации всех систем, что вызывает вхождение спортсмена в состояние наивысшей спортивной формы после 4-5 тренировок такого типа. Поэтому общее количество тренировок такого типа в годовом цикле весьма ограниченно и использоваться они должны только в соревновательном периоде и только в специальной работе, т.е. в соревновательном упражнении.

Гликолитическая работа выполняется по 3-4 повторения в серии с увеличенными паузами отдыха, в одном тренировочном занятии обычно 2-4 секции, в зависимости от длины отрезков, и очень большими перерывами между сериями (до 20-25 мин), необходимыми для нейтрализации большого количества образовавшейся молочной кислоты, вызывающей закисление организма, что в свою очередь заставляет организм снижать интенсивность работы.

4. Нагрузки анаэробно-алактатного воздействия.

Работа этого типа обеспечивается в основном энергией от креатинфосфокиназной реакции, связанной с расщеплением креатинфосфата (КрФ), фосфатные группировки с которого переносятся на аденозиндифосфорную кислоту (АДФ), ресинтезируя ее в аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ), являющейся непосредственным источником энергии при мышечном сокращении. Так как запасы АТФ в организме невелики, и они мало поддаются воздействию тренировки, в организме постоянно происходят реакции ресинтеза АТФ двоякого рода:

1) с участием кислорода аэробные при достаточном его потреблении;

2) анаэробные, т.е. без достаточного потребления кислорода (анаэробно-алактатные при работе до 10 сек и анаэробно-лактатные, гликолиз от 30 сек до 2-3 мин).

К нагрузкам анаэробно-алактатного воздействия относят упражнения скоростно-силового характера (спринт, прыжки, поднятие тяжестей и т.п.), выполняемые с усилиями, близкими к максимальным, которые могут поддерживаться лишь кратковременно (от 6 до 15 сек). При такой длительности упражнения гликолитический механизм образования энергии еще не успевает проявить своей действие, поэтому здесь главную роль играет анаэробно-алактатный процесс.

При выполнении упражнений анаэробного алактатного воздействия, относимых к 5-ой зоне мощности, частота сердечных сокращений не учитывается, так как упражнения выполняются практически максимально, а учитывая лишь количество повторений и скорость, которую необходимо выдерживать в течение всей тренировки. Снижение запланированной скорости на 5 % при развитии скоростных способностей является критерием достаточности работы в данном тренировочном занятии.

Тренировочные нагрузки, применяемые в спортивной подготовке, могут подразделяться по различным показателям:

По характеру - тренировочные и соревновательные;

По средствам – нагрузки по ОФП, СФП и СП (специальной подготовке);

По направленности – развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, выносливость, гибкость, координация) или их компоненты;

По величине нагрузки – малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные) и т.д.

Одной из самых трудных задач перед тренером всегда возникает – выбор интенсивности работы. Если бы работа проводилась в стандартно-одинаковых условиях, то этим показателем могла бы служить скорость пробегания дистанций или стреков, но так как условия проведения тренировочных занятий постоянно меняются (ветер, температура воздуха, покрытие или лед в конькобежном спорте и его качество и др. переменные величины), то управлять тренировочным процессом (в какой-то степени) можно по реакции организма на нагрузку, выражающейся в частоте сердечных сокращений (ч.с.с.) или по пульсу.

В силу множества переменных величин, влияющих на конечный результат, нагрузки и уровень энергозатрат в конькобежном спорте интенсивность нагрузки планируют по физиологическому воздействию на организм.

Все применяемые тренировочные нагрузки, на примере конькобежного спорта, делятся на зоны интенсивности. Этими вопросами в разные годы занимались Н.И. Волков, Б.А. Стенин (1970); Б.М. Васильковский (1980); В.С. Иванов, Б.М. Васильковский (1981, 1985, 1990) и др. На основании их исследований была принята следующая классификация нагрузок по зонам интенсивности (табл.1).

Характеристика тренировочных нагрузок
с учетом их направленности и ответной реакции организма

Ряд методических положений, которые необходимо учитывать при планировании тренировочных программ с квалифицированными конькобежцами.

1. При подготовке к участию к соревнованиям по классическому многоборию необходимо учитывать, что доля аэробного энергообеспечения составляет примерно 75 %, и 25 % приходится на анаэробное обеспечение. Известные ученые и тренеры Б.А. Стенин (1970), Х. Миллерович (1972), Н.И. Волков (1975), А. Мадер, В. Хольман (1977), Б.М. Васильковский (1984), О.М. Мотузка, Г.Е. Медведева (2003) рекомендуют в тренировке соотносить нагрузки в таком же сочетании, как и в соревнованиях, т.е. соотношение аэробных и анаэробных процессов в пропорции как 3/1 будет отражать специфику многоборья.

2. Аэробные нагрузки общефизической направленности должны предшествовать анаэробной и специальной работе.

3. Раннее включение в большом объеме специальных нагрузок приводит, как правило, к временному увеличению специфической адаптации, а затем к локальному мышечному утомлению и снижению выносливости. Поэтому не менее 30 % тренировочного времени необходимо уделять нагрузкам 3 зоны интенсивности, как наиболее эффективным, включающим и нагрузки на уровне ПАНО, при развитии аэробных показателей работоспособности.

4. Единой мерой соотношения и соизмерения разнохарактерных нагрузок является время работы с учетом зон интенсивности. Если разнонаправленные нагрузки вызывают пульс, например, 170 уд./мин, то эти нагрузки с учетом времени работы для организма идентичны и сопоставимы. При этом следует учитывать и время отдыха, в течение которого сохраняется тренирующее воздействие.

В.С. Иванов (1981, 1985) разработал применительно к конькобежному спорту систему соотношения времени работы и времени отдыха с учетом зон интенсивности:

I зона – аэробная восстановительная – время отдыха не учитывается;

II зона – аэробно поддерживающая 1 / 0,3;

III зона – смешанная аэробно-анаэробная 1 / 1-3;

IY зона – анаэробно гликолитическая 1 / 12-20;

Y зона – анаэробноалактатная II зона 1 / 15-24.

Необходимо учитывать, что работа и отдых во II зоне соотносятся, как 1 / 3, только в случае применения в тренировке повторно-интервальных форм работы.

В III – Y зонах минимальные показатели соотношения работы и отдыха - при использовании средств ОФП и СФП, а максимальные – при специальной работе на коньках и повторной работе.

Приветствую, Вас, уважаемые читатели! Нередко посетители тренажерных залов думают, что достаточно просто поднимать тяжести и сами собой. Если бы все было так, а не иначе, то профессиональному спортсмену не требовалась бы целая команда тренеров, методистов и ученых.

Теоретические основы спортивной тренировки зародились более 2000 лет назад, когда в Греции стали проводить спортивные состязания, называемые Олимпийскими играми. К этому времени принадлежат трактаты древнегреческих ученых, в которых уже тогда обсуждались методы спортивной тренировки атлетов.

Тренировка не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь она представляет собой не только набор упражнений и определенную программу их выполнения. В основу плодотворного тренинга также входит теоретическая и психологическая подготовка, принцип индивидуализации нагрузки и подстройка тренировочного процесса под конкретные цели.

Даже составив себе хорошую программу упражнений, вы столкнетесь с понятием методов спортивной тренировки. Они, по сути, определяют то, в какой манере вы проведете свою тренировку.

Современные методы, в отличие от древнегреческих, приобрели более оформленный вид. С их классификацией я вас сейчас и ознакомлю.

Общепедагогические методы

Словесные методы

Тренер спортсмена должен сперва объяснить атлету цель и задачи тренинга. Обсудить моменты, связанные с техникой выполнения упражнений, стилем выполнения движений и проанализировать уже достигнутые результаты. При необходимости смотивировать спортсмена к предстоящей тренировке.

Такие взаимоотношения должны присутствовать не только в профессиональном спорте, но и в обычных фитнес центрах, между персональным тренером и его клиентом.

Наглядные методы

Здесь справедливо выражение: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К примеру, новичку в зале будет сложно объяснить технику выполнения упражнения. В таком случает тренеру стоит наглядно продемонстрировать правильную биомеханику движения.

И я каждый раз в своих статьях призываю вас к наглядным методам, когда прошу смотреть видео с правильной техникой выполнения упражнения.

Практические методы

Метод строго регламентированного упражнения

Сюда входит освоение техники упражнения и методы развития физических качеств.

Освоение техники упражнения

Освоение техники может проводиться путем дробления сложного движения на простые составные части и последовательной проработкой каждой части в отдельности. Но такие методы редко применяются в фитнесе и бодибилдинге.

Для железного спорта характерна проработка техники всего упражнения одним махом или замена базового движения на аналогичное в тренажере. Последний метод называется имитационным. Например, чтобы лучше понять движение штанги в приседаниях, можно сперва выполнить упражнение в тренажере Смита.

Методы развития физических качеств

Методы развития физических качеств в свою очередь можно разделить на следующие.

Непрерывный равномерный метод

В пример можно привести кардио тренировку. То есть непрерывную работу в течение определенного времени, направленную в основном на развитие аэробных качеств и выносливости для конкретного вида спорта. Причем важно то, что упражнение выполняется в постоянном ритме (медленном, среднем или быстром). Недостаток этого метода в быстрой адаптации организма к нагрузкам.

Непрерывный переменный метод

Здесь нагрузка может варьироваться в процессе выполнения упражнения, что сделает тренировку более интересной и разнообразной. Организм не сможет быстро адаптироваться к нагрузке, так как вы можете удивлять его на каждой тренировке.

Интервальный метод

Заключается в чередовании интервалов интенсивной работы и отдыха. Причем отдых строго оговорен. Примером может случить интервальное кардио, которое, как вы знаете, эффективно расходует калории, но в то же время рекомендуется только подготовленным атлетам. Отдых может длиться от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от продолжительности интенсивной части упражнения.

Повторный метод

Основной метод, который используют бодибилдеры. После выполнения определенного количества повторений следует отдых до восстановления. Время отдыха строго не регламентировано, но даже если оно определено, то этого времени достаточно для восполнения энергетических ресурсов. В других видах спорта такой метод применяется для моделирования соревновательных нагрузок.

Метод круговой тренировки

Введение такого метода в свой тренировочный график позволит увеличить расход калорий и разнообразить тренировочный процесс. строгие промежутки работы и отдыха, индивидуализация нагрузки, последовательное задействование различных групп мышц.

Игровой метод

Дает возможность развить спортивные навыки в процессе игры. Такой метод популярен почти во всех видах спорта и активно используется при подготовке к соревнованиям. Даже в бодибилдинге можно применить такой метод, но лишь в качестве разнообразия и не чаще чем 1 раз в месяц.

Если вы не догадались, как можно применить этот метод в зале, то подсказываю. Найдите партнера по тренировке, выберете упражнение и устройте состязание «лесенка». Выберете определенный вес снаряда и выполняйте упражнение по очереди, с каждым разом увеличивая число повторений. Проиграет тот, кто первым не сможет выполнить необходимое число повторов.

Соревновательный метод

При подготовке к соревнованиям нужно дать организму нагрузку близкую к соревновательной. Это вызывает серьезные сдвиги в различных системах организма и стимулирует его адаптационные ресурсы. А также может служить контрольным методом уровня подготовки спортсмена. Правила соревнований на тренировке можно изменять, чтобы акцентировать внимание на конкретных навыках.

Какой вывод можно сделать, друзья? Тренировка — комплексный и многогранный процесс, в ходе которого спортсмен , но и психологические качества. Многообразие методов является тому подтверждением.

А я на этом с вами прощаюсь. Учите теорию и применяйте её на практике. Не забывайте делиться статьями с друзьями. До скорых встреч!

Вконтакте

Практические методы спортивной тренировки.

В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.

Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-констру-ктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам-и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м - в беге, 6x5 км в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х(4Х50м) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Однако точность дозировки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно произвести следующие:

Соревнования в условиях среднегорья, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в велосипедном спорте, "тяжелая" лыжня - в лыжном и т.п.);

Соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

Проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

Соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах; уменьшением продолжительности боев, схваток -в единоборствах; упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.д.

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования и др.). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы.

Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также воспитание физических качеств спортсменов. Метод дает ответ на вопрос, как надо применять средства в процессе тренировочного занятия.

Выделяют три группы методов:

методы обучения технике;

методы обучения тактике;

методы выполнения упражнений для развития физических качеств.

Методы спортивной тренировки необходимо выбирать и определять в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной тренировки, состоянием здоровья спортсменов, другими обстоятельствами. В спортивной тренировке также применяются методы контроля различных сторон подготовленности спортсмена, методы прогнозирования спортивных результатов, методы отбора и др.

Отдельный метод раскрывается многими разными по характеру методическими приемами, которые объединяются общностью цели и единым подходом к ее решению. Методические приемы - часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и учащихся в процессе их взаимной деятельности, дополняющие и конкретизирующие метод.

Рассмотрим суть и особенности основных специфических методов спортивной тренировки.

Методы использования слова и обеспечения наглядности. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение спортсменов к выполнению тренировочных заданий. Эти методы используют при руководстве деятельностью, анализе и оценке достигнутых результатов, допущенных ошибок, воспитании нравственных, волевых и других личностных качеств спортсменов.

Основными методами слова, которые применяют для передачи теоретических сведений по технике, тактике, правилам соревнований и другим вопросам, являются: лекция, рассказ, описание, указания, объяснения, беседа, задания, разбор и др. Для руководства занимающимися в процессе занятия применяются: распоряжения, приказания, команды, подсчет, словесная сигнализация. Для оценки и стимулирования деятельности используют оценочное суждение, оценку, одобрение, самоуправление, самопроговаривание, самоприказы.

Многие из методов слова (лекция, самоприказы и др.) при работе с занимающимися младшего школьного возраста применяются меньше, чем в работе с подростками старшего возраста, так как способность к аналитическому отвлеченному мышлению у детей младшего возраста мало развита. Поэтому объяснять им технику физических упражнений надо предельно конкретно и выразительно.

В работе со старшим школьным возрастом методы слова используются больше. Этому благоприятствует возрастающая роль второй сигнальной системы у подростков. Подростки все больше проявляют способность оперировать отвлеченными понятиями, отличать существенное от несущественного, глубоко и полно и анализировать технику изучаемого упражнения и т.д. В занятиях с ними можно с успехом использовать лекции, приказания, самоприказы и др.

Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений в процессе технической, тактической, физической подготовки. К ним относятся различные формы натуральной демонстрации: показ техники физических упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе); «прочувствование» движений с помощью специально сконструированных для этого тренажеров и т.п. К методам наглядности также относятся: демонстрация плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий; фото-, кино-, видео-демонстрация воссоздающих технико-тактические действия отдельных спортсменов или команды в целом; звуковая демонстрация - воссоздание звуковой картины какого-либо движения с помощью голоса, хлопков, специальных технических устройств (метронома, магнитофона), а также звуколидеров и приборов срочной звуковой информации о ходе движений при их совершенствовании; светосигнальная демонстрация - светолидеры и приборы срочной световой информации при изучении, совершенствовании движений и управлении скоростью бега, плавания и т.д.; предметные ориентиры, указывающие направление, амплитуду движений, динамику прилагаемых усилий.

Методы обеспечения наглядности приобретают особое значение при обучении технике движений юных спортсменов младшего возраста. У них внимание недостаточно устойчиво, нередко имеет непроизвольный характер. Они склонны к подражанию. Поэтому в занятиях с ними существенна роль показа. Для создания полных и точных двигательных, зрительных и слуховых ощущений необходимо также шире использовать предметные ориентиры и ограничители, звуковую и световую сигнализацию. Эти приемы позволяют детям почувствовать, правильно ли они выполняют движения.

В занятиях с юными спортсменами среднего возраста наряду с предметными ориентирами, звуковой и световой демонстрацией, используют рисунки, плакаты, фото-, кино-, видео-демонстрации, т.к. подростки уже обладают определенным запасом знаний, технических и тактических умений и навыков.

В занятиях с юношами старшего возраста при изучении и совершенствовании техники упражнений показ отличается большей детализацией, более быстрым темпом выполнения упражнений и меньшим числом повторений. Для прочувствования движений применяются тренажеры.

Большинство методов наглядности применяются в сочетании с методами слова.

Методы упражнений.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются условно на две группы:

методы строго регламентированного упражнения;

методы относительно регламентированного упражнения.

К первой группе относятся: методы целостного и расчлененного упражнения, применяемые в основном при разучивании техники движений; равномерный, переменный, интервальный, повторный, комплексный (повторно-прогрессирующий, стандартно-вариативный, круговой и др.), которые применяются с целью совершенствования двигательных навыков, воспитания волевых и нравственных качеств.

Ко второй группе относятся игровой, соревновательный методы.

Практическое использование методов во многом зависит от закономерностей естественного развития организма, специализации и подготовленности спортсмена.

Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. спортсмены осваивают технику упражнений сразу после показа и объяснения. Этот метод применяется при разучивании простейших упражнений или при изучении сложных двигательных действий, которые нельзя расчленять.

Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия на относительно самостоятельные элементы, которые разучиваются изолированно, а лишь после определенной отработки соединяются в целостное действие. Этот метод применяется для изучения, совершенствования, закрепления и исправления отдельных частей целого упражнения.

Равномерный метод характеризуется тем, что юные спортсмены выполняют физическое упражнение непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость. Постоянный темп, ритм, величину усилия, амплитуду движений. В зависимости от решаемых задач, упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения либо длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. С увеличением интенсивности выполнения работы длительность ее, разумеется, уменьшается, и наоборот. Равномерный метод применяется на всех этапах многолетних занятий юных спортсменов. Однако большие объемы равномерной работы неприемлемы для спортсменов младшего возраста. При выполнении упражнений малой и средней интенсивности развиваются аэробные возможности, при высокой интенсивности происходит развитие специальной выносливости (анаэробные возможности). Выполнение упражнений с большой интенсивностью предъявляет высокие требования к сердечно - сосудистой системе, а также дыхательной системе юного спортсмена. Поэтому нет смысла применять упражнения с высокой интенсивностью у детей и подростков.

Недостатки метода - быстрая адаптация к нему организма спортсмена, в связи с чем снижается тренирующий эффект.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п. Примером его может служить изменение скорости бега на дистанции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода. Тренирующее воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма реализуется за счет изменения режима работы и формы движений.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических видах спорта. В циклических видах спорта нагрузки регулируются за счет варьирования скорости передвижения. В ациклических видах спорта (футбол, борьба, бокс и др.) переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, изменяющихся как по интенсивности, так и по формам движений.

Скорость передвижения при переменном методе может изменяться от умеренной до соревновательной от варьирования скорости к продолжительности выполнения упражнения, длины преодолеваемых отрезков зависит характер физиологических сдвигов в организме, ведущих к развитию либо аэробных, либо аэробно-анаэробных возможностей. Этот метод предъявляет повышенные требования к деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Поэтому он применяется в основном в тренировке достаточно подготовленных юных спортсменов, главным образом в конце подготовительного и соревновательного периодов.

Разновидностью переменного метода является «фартлек» (игра скорости, беговая игра). Это бег в течение определенного времени с разной скоростью. Длина дистанции зависит от возраста и квалификации юных спортсменов. Скорость передвижения и продолжительность ее сохранения при этом заранее не планируются. Желательно проводить фартлек в лесу, парке, поле. Участники бега, в зависимости от самочувствия, поочередно могут лидировать в группе. Часть ускорений можно заменить беговыми или прыжковыми упражнениями. Одним из преимуществ переменного метода является то, что он устраняет монотонность в работе. Недостаток метода - все компоненты нагрузки (скорость, длина ускорения) в переменном методе планируются приблизительно (по самочувствию).

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенными интервалами отдыха, в течение которых достаточно полно восстанавливается работоспособность. Тренирующее воздействие на организм обеспечивается только в период выполнения упражнения, а также в результате суммирования утомления от каждого повторения. Повторный метод используется в циклических и ациклических видах спорта. Интенсивность нагрузки в циклических упражнениях равна 90 - 100%, а в ациклических - 90% (иногда 100%) от максимальных возможностей юных спортсменов. Длительность упражнений может быть самой различной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных дистанциях. Скорость передвижения планируется, исходя из личного рекорда спортсмена на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Как правило, в одном занятии проводится не более 2 - 6 серий. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью спортсменов поддерживать заданную интенсивность. Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки, но устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить достаточно полное восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения. Пример повторного выполнения: 5? 100 м через 5 минут отдыха.

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных качеств, на средних и длинных - специальной (скоростной) выносливости. Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и других упражнениях на относительно длинных отрезках развивает чувство соревновательного темпа, совершенствует технику движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом «повторно-темповой» тренировки.

В ациклических видах спорта (тяжелая атлетика, прыжки, метания) наряду с закреплением и совершенствованием техники движений повторный метод используется для развития силы и скоростно-силовых качеств.

При применении повторного метода у юных спортсменов возникают значительные, а иногда максимальные напряжения в органах и системах организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной. Особенно большое напряжение испытывают надпочечники, выделяющие в кровь гормоны, обеспечивающие функции организма при скоростной работе в условиях скоростного долга. Данный метод применяется на всех этапах многолетней тренировки юных спортсменов среднего, старшего возраста (в обучении, воспитании физических качеств).

Недостаток метода: при продолжительном его применении исчерпываются энергетические ресурсы организма спортсмена и наступает перетренированность.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Интервальный метод широко применяется в легкоатлетическом беге, гребле, лыжных гонках, плавании, фигурном катании, спортивных играх и т.д.

Во время многократного выполнения упражнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС в конце работы была 160 - 180 уд/мин. Т.к. длительность нагрузки невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30 с. Увеличивается и достигает максимума. Одновременно создаются благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Т.о., тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения ЧСС была 120 - 140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка давалась в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным или пассивным, упражнения повторяются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха ЧСС не будет снижаться до 120 - 140 уд/мин. Число повторений упражнений при этом может быть от 10 - 20 до 20 - 30. интервальный метод содействует развитию сердечной мышцы, увеличивает объем сердца и в целом улучшает аэробные возможности организма. В основе вариантов интервального метода лежат различные сочетания составных компонентов нагрузки (длительность, интенсивность, количество повторений и др.). такое многообразие связано с решением конкретных задач, возрастом, подготовленностью, состоянием здоровья юных спортсменов, видом и характером физических упражнений. Но сущность физиологического воздействия во всех вариантах интервального метода остается примерно одинаковая.

Интервальный метод тренировки очень трудоемок и применять его нужно осторожно. Он используется обычно в тренировочном процессе с квалифицированными юными спортсменами в середине подготовительного периода тренировки.

Недостаток метода: монотонность в чередовании нагрузки, что отрицательно сказывается на психике спортсмена. Он способствует быстрому вхождению в форму, но за короткий срок наступает адаптация к данному методу тренировки.

Игровой метод. Его основу составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккей, бадминтон, волейбол и т.д. Он может применяться на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является одним из важных методов в процессе подготовки юных спортсменов. Он используется в тренировке спортсменов различного возраста и квалификации во всех периодах тренировки. Это метод комплексного совершенствования физических качеств: развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости, находчивости, решительности, инициативы, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Для него характерна взаимная обусловленность поведения занимающихся, эмоциональность, что содействует воспитанию нравственных черт личности: чувства коллективизма, товарищества, дисциплины и т.д.

Недостаток метода: ограниченные возможности дозировки нагрузки, т.к. многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

Круговой метод - один из комбинированных методов упражнения. Основу его составляет последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений с использованием ряда методов. Юные спортсмены переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Выполнив последнее упражнение в данной серии, они вновь возвращаются к первому, т.о. замыкая круг.

При использовании кругового метода возможны сочетания различных методов упражнения. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

по методу длительного непрерывного упражнения (занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух, трех прохождений круга; применяется в основном для развития общей и силовой выносливости);

по методу интервального упражнения (применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, максимальной силы, ловкости);

по методу повторного упражнения (используется для развития быстроты, максимальной силы, скоростной выносливости). Круговой метод позволяет дифференцированно развивать не только физические качества (силу, быстроту, выносливость), но и их комплексные формы проявления (силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость и т.д.).

Для проведения тренировки с использованием кругового метода заранее составляется комплекс упражнений, определяются места выполнения упражнения («станция»); на первом занятии проводятся испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, устанавливается система повышения нагрузки; на последнем занятии рекомендуется проверить МТ по каждому упражнению и сравнить результаты с исходными. Средствами круговой тренировки могут быть самые разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения, обычно технически не сложные, циклические и ациклические. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей каждого юного спортсмена и с учетом переноса двигательных качеств и двигательных навыков.

В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, входит не более 10-12 упражнений, в комплекс со специализированной направленностью - не более 6-8. упражнения могут выполняться на спортивных снарядах или со спортивным инвентарем и приспособлениями.

Под максимальным тестом (МТ) подразумевают максимальные двигательные возможности юных спортсменов в каком-либо упражнении (задании). Для всех юных спортсменов МТ проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное число повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения и т.д.) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.

Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения в круговой тренировке. Индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по следующей формуле: МТ:2*1,2,3. это означает, что в каждом тренировочном круге выполняют 50% нагрузки МТ, а круг проходят 1, 2 или 3 раза. В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема от МТ:2 до (МТ+2):2, (МТ+3):2 и т.д., т.е., увеличения, к примеру, количества повторений упражнения на «станцию» на 1, 2, 3 и более раз.

Строго индивидуальная дозировка нагрузки черта кругового метода. В результате и у физически слабых и у сильных юных спортсменов поддерживается интерес к занятиям. Оценка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее количественным показателям. При применении кругового метода наиболее эффективно решаются задачи сопряженного развития качеств и совершенствования навыков.

Отличительные черты круговой тренировки:

регламентация работы и отдыха по каждой «станции»;

индивидуализация тренировочной нагрузки;

использование хорошо разученных упражнений;

последовательность включения в работу различных мышечных групп.

Недостатки метода: при большом числе повторений, чрезмерных отягощениях, высоком темпе быстро наступает утомление нервных центров, снижается четкость выполнения упражнений, допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно закрепляются.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений с наибольшей интенсивностью при соблюдении правил соревнований. Это один из способов стимулирования интереса и активизации деятельности юных спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования двигательных умений и навыков, а также теоретических способностей. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмены, стремясь показать свои лучшие результаты, учатся мобилизовывать свои силы и возможности для борьбы за победу, приобретают тактические навыки.

Новое на сайте

>

Самое популярное