Домой Фитнес детали Понятие структуры физической подготовленности спортсмена. Тема: Техническая подготовка спортсмена Структура и уровни технической подготовленности курамшин

Понятие структуры физической подготовленности спортсмена. Тема: Техническая подготовка спортсмена Структура и уровни технической подготовленности курамшин

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой:

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения

2. Виды спорта c проявлением выносливости(бег на длинные дистанции). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, c искусством движений(гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность в изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой. Высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.



Критериями технического мастерства являются:

1. Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

2. Разносторонность техники - степень разнообразия технических приёмов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

3. Эффективность владения спортивной техникой, близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег от 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

4. Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

Виды подготовки:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Специальная подготовка направлена на овладение специальными техническими приёмами, присущими конкретному виду спорту и спортивной специализации.

Задачиобщей технической подготовки :

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Задачи специальной технической подготовки:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и

методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность:

· Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

· Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

· Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника – та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

· Спортивный результат – важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность – обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность -- это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.

1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

Тренированность и спортивная форма

Систематически правильно проводимые тренировки приводят организм спортсмена к состоянию тренированности, при этом спортсмен выполняет работу более экономно, четко, слаженно. Это достигается мобилизацией запасных сил организма, укреплением здоровья, что и обеспечивает высокий уровень двигательной деятельности. Тренированность характеризуется улучшением физического развития и повышением функции органов и систем организма.

У тренированного спортсмена, как правило, хорошее самочувствие и настроение, ровное спокойное поведение, бодрая походка, нормальная осанка. Жизненная емкость легких, мышечная сила кисти и становая динамометрия увеличиваются, но вес умеренно снижается. Частота сердечных сокращений и дыхания урежается, артериальное давление снижается. Тренированность может достичь своей наивысшей точки-спортивной формы.

Спортивная форма - это состояние высокого уровня работоспособности, согласованной деятельности различных органов, систем и всего организма спортсмена в сочетании с развитием морально-волевых качеств, обеспечивающих возможность максимальных спортивных достижений (по профессору А. Н. Крестовникову).

Спортивная форма определяется по состоянию здоровья и спортивным достижениям. Ощущение полного здоровья, слаженная регуляция жизненных процессов, высокая способность включения в работу и быстрое восстановление сил организма после физических нагрузок характерны для спортивной формы. Спортсмен показывает наивысшие для себя достижения.

Спортивная форма может поддерживаться в течение нескольких месяцев, если при этом будут правильный режим жизни и тренировки, достаточное время для восстановления трудоспособности и полноценное питание.

Частые выступления в соревнованиях, форсированная тренировка, нарушение жизненного режима, болезненные состояния могут привести к потере спортивной формы, а в отдельных случаях к перетренированности, перенапряжению.

Теоретические и экспериментальные исследования в области социального, психологического и педагогического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки и соревнований в свете общей теории структур позволили выделить следующие методологические положения.

Первое - психологическая подготовка спортсмена представляет собой сложное методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет в себе определенную функцию, не совпадающую с функциями других частей или элементов. В рабочую модель структуры процесса психологической подготовки могут быть включены только те средства данного вида подготовки, которые для него абсолютно необходимы, те средства воздействия, которые то применяются, то отсутствуют в процессе психологической подготовки и не могут включаться в его структуру. Это, конечно, не значит, что они не должны применяться в спортивной тренировке, но их следует изучать дополнительно.



Вместе с тем те элементы структуры, которые уже введены в систему психологической подготовки, не следует произвольно исключать из данной структуры, ибо произвольное игнорирование какого-либо ее элемента приводит к гибели целостного явления. Что касается модельной структуры психологической подготовки спортсмена, то исключение из данного процесса какого-нибудь абсолютно необходимого элемента рассматриваемой структуры приводит к грубому искажению содержания процесса и как следствие к грубейшим ошибкам в области социально-психологического воздействия на спортсмена.

Исходя из этого положения и были определены следующие элементы структуры психологической подготовки спортсмена и описаны функции (и задачи) каждого элемента:

1. Психологический паспорт избранного вида спорта как система требований к психике и личности спортсмена, занимающегося данным видом спорта, обуславливающих достижение высоких спортивных результатов. Этот элемент структуры характеризует те качества личности и психики, к которым надо стремиться в процессе спортивного совершенствования. Психологический паспорт избранного вида спорта выступает в виде модели будущих результатов психологической подготовки.

2. Психологическая характеристика спортсмена как фактор оценки проявляемых спортсменом психических качеств и черт личности. Нельзя проводить психологическую подготовку без знаний личности спортсмена, без учета того, с какими психологическими качествами (врожденными или приобретенными в процессе жизни) пришел к вам спортсмен.

3. Общая психологическая подготовка спортсмена как основа становления личности в процессе спортивной тренировки. Структуру рассматриваемого вида подготовки составляют: нравственная, волевая, эмоциональная, общегрупповая (коммуникативная) и интеллектуальная подготовки. Каждая из них решает свои специфические задачи.

4. Психологическая подготовка к конкретной тренировке как система психолого-методических мероприятий, связанных: а) с формированием целевой установки на данную тренировку; б) с организацией внимания спортсмена, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия; в) с психологическим анализом проведенной тренировки.

5. Предсоревновательная психологическая подготовка спортсмена как система мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию.

6. Предстартовая психологическая подготовка, включающая организацию жизни и деятельности спортсмена, его внимания в предстартовый период соревновательной деятельности; формирование настройки на выступления в соревнованиях, установку на достижение высокого спортивного результата.

7. Непосредственно соревновательная психологическая подготовка, связанная с развитием способности спортсмена тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения.

8. Постсоревновательная психологическая подготовка, связанная с анализом успешной и неуспешной соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления умственными и двигательными действиями, в решении задач и сверхзадач, поставленных перед спортсменом.

Вторым методологическим положением, лежащим в основе функционирования системы психологической подготовки, является абсолютная необходимость и доказательность включения данного элемента в существование и жизнедеятельность такого сложного блока спортивной подготовки, как система социально-психологического воздействия. Теория и системный подход позволяют быстрее определить и доказать абсолютную необходимость того или иного элемента в структуре психологической подготовки.

Третье методологическое положение, лежащее в основе психологической подготовки, - взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования элементов системы между собой. Взаимосвязь элементов структуры обеспечивает строгую согласованность функционирования всех элементов системы и тем самым - ее существование и жизнедеятельность. Под взаимозависимостью понимается проявление функций системы в тесной связи всех психических функций и качеств личности между собой. Что касается взаимообусловленности, то под этим фактором мы понимаем одновременное нормальное функционирование всей системы элементов. Так, например, проявление надежности и стабильности спортивной деятельности характеризуется показателями какой-то одной психической функции - быстроты реакции спортсмена или устойчивости его внимания, хотя они обусловлены другими психическими функциями. Бывает и так: спортсмена обвиняют в безволии, но сам факт многолетней тренировки, связанной с преодолением объективных и субъективных трудностей, говорит о том, что причиной неудачного выступления в соревнованиях может быть что-то другое. Поэтому взаимообусловленность элементов системы требует комплексного изучения результатов воздействия на спортсмена.

Четвертое методологическое положение общей теории структур в преломлении к психологической подготовке спортсмена - обусловленность (детерминированность) формирования психики и личности спортсмена внешней средой и характером спортивной деятельности. Проблема детерминированности спортивной деятельности сама по себе очень сложна, так как охватывает многие стороны двигательной деятельности спортсмена. Вместе с тем в этой проблеме есть один центральный вопрос - обусловлена ли результативность спортивной деятельности только работой сознания спортсмена. Теория и практика спортивной деятельности не дает основания считать, что этот вопрос решен. Как показал анализ, осознанная регуляция своих действий и состояний в спорте может быть обусловлена рядом факторов объективного и субъективного порядка, изучение которых позволяет раскрыть определенные закономерности проявлений психологической подготовленности спортсмена.

Обусловленность спортивной деятельности различными факторами имеет общий и индивидуальный характер. К общим относятся предметно направленная спортивная деятельность (вид спорта), уровень спортивного мастерства, биомеханические характеристики двигательного действия (спортивного упражнения), социальная среда и др.; к индивидуальным особенности взаимодействия анализаторов индивида, состояние тренированности, врожденные и приобретенные свойства личности.

Пятым методологическим положением является иерархия элементов структуры психологической подготовки спортсмена. В свете данного принципа в системе психологической подготовки нет второстепенных элементов - все они одинаковы и абсолютно необходимы для данного вида подготовки. Однако между ними существует определенная иерархия, в основу которой положена значимость данного элемента в достижении наибольшей результативности в этом виде подготовки.

Что же касается психологической подготовки спортсмена, то определение места в иерархии значимости данного вида подготовки оказалось очень сложным вопросом. Достаточно привести факт, что спортивная тренировка осуществляется личностью (разумным существом) и все виды подготовки в спорте сопровождаются психическими процессами, проявлением различных свойств личности. Этот факт побуждает отдельных специалистов-практиков считать, что выделять психологическую подготовку в системе спортивной тренировки в отдельный блок нет смысла, так как все виды подготовки спортсмена пронизаны психологическим содержанием и совсем не обязательно строить дополнительную систему психологического воздействия. С этим мнением принципиально нельзя согласиться и вот почему. Оставляя без внимания личность и ее качества, мы сталкиваемся и с отрицательным влиянием спортивной деятельности на формирование личностных и психических качеств спортсмена.

Итак, какое же место занимает психологическая подготовка в иерархии спортивной тренировки? По нашему мнению, она является интегративно значимой функцией в системе спортивной тренировки человека.

Иерархия значимости элементов структуры психологической подготовки спортсмена имеет свои специфические особенности, абсолютно необходимые для достижения конкретных результатов данного вида подготовки. Первое место здесь занимает психологический паспорт избранного вида спорта, второе - психологическая характеристика спортсмена, третье - общая психологическая подготовка; четвертое - психологическая подготовка к конкретной тренировке; пятое - предсоревновательная психологическая подготовка; шестое - предстартовая психологическая подготовка; седьмое - непосредственно соревновательная психологическая подготовка; восьмое - постсоревновательная психологическая подготовка.

Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются всё технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контратакующая тактика.

Тактика определяется основными стратегическими задачами: участием спортсмена в серии соревнований целью подготовки и успешного выступлния в главных соревнованиях сезона (задачи перспективного характера); с участием в отдельных соревнованиях или же в конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре и т. д. (задачи локального характера). Тактические задачи связаны с нахождением и использованием эффективных путей решения стратегических задач.

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, возникшей в соревнованиях, тактика может носить алгоритмический, вероятностный и эвристический характер. Алгоритмичная тактика строится на заранее запланиро­ванных действиях и их преднамеренной реализации. Такая тактика особенно характерна для видов спорта с минимальной вариа­тивностью тактических решений - плавания, гребли, конькобеж­ного спорта, тяжелой атлетики, метаний и др. Вероятностная тактика предполагает преднамеренно-экспромтные действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях. Эвристическая тактика.строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка (В. С. Келлер,. 1986). Вероятностная и эвристическая тактика особенно характерны для спортивных единоборств и игр, часто применяются в групповых велосипедных гонках на шоссе и треке, спринтерской гонке на треке, а в отдельных случаях -и в сложнокоординационных видах спорта.

В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и целых команд лежит владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта; соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности; соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состоянию мест соревнований, характеру судейства, поведению болельщиков и т. п.); увязывание тактики с другими сторонами подготовленности - технической, психологической, физической, интеллектуальной; учет при разработке тактического плана технико-тактических и функциональных возможностей партнеров (в командных видах спорта); знание тактических действий сильнейших спортсменов, основных соперников, их тактических и физических возможностей, уровня психической подготовленности; вариативность тактики в зависимости от характера технических и тактических действий соперников и партнеров, хода спортивной борьбы.

Исключительно сложна структура тактической подготовленности в спортивных играх и единоборствах. Она определяется трудностями восприятия, принятия решений и реализации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, пространства, информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий и др. Эти трудности умышленно создаются противодействующим соперником. Все это мешает правильно оценить создавшуюся ситуацию, принять оптимальные двигательные решения, предъявляет повышенные требования к деятельности нервно-мышечного аппарата, усиливает психическую напряженность.

В видах спорта циклического характера, связанных с проявлением выносливости, наиболее целесообразным с точки зрения энергообеспечения работы является равномерное «прохождение соревновательной дистанции. Многие тренеры, разрабатывая тактическую схему преодоления дистанции в плавании, беге на средние и длинные дистанции, ориентируют спортсменов прежде всего на необходимость выдерживать рекордный график, предполагающий сохранение равномерной скорости на отдельных отрезках; Такой подход часто оказывается наиболее правильным, так как исключает неоправданную реакцию спортсмена на неожиданные действия соперников, что особенно важно в командных дисциплинах. Ярким примером эффективности такой тактики является ре­зультат участия сборной команды СССР по велосипедному спорту в командной гонке преследования на 4 км на XXII Олимпийских играх (рис. 16).

На выбор.варианта тактики существенно влияют специфика вида спорта, индивидуальные особенности спортсмена, а также ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований. Например, при прохождении дистанции 200 м способом баттерфляй сильнейшие пловцы мира резко снижают скорость проллывания дистанционного участка и соответственно мощность работы в середине дистанции. Они как бы делят ее на два участка, каждый из которых проходят в полную силу, а между ними отдыхают (рис. 17). Влияние индивидуальных особенностей спортсменов на тактику прохождения соревновательных дистанций в различных видах спорта убедительно демонстрируют рис. 18, 19.

Высказываясь в пользу равномерного распределения сил на дистанции, В. В. Михайлов (1971) рекомендует учитывать в то же время возможные ситуации. В тех случаях, когда спортсмены соревнуются на отдельных дорожках с ровной поверхностью (плавание, гребной спорт), от­носительно равномерное прохождение дистанции дает наибольший эффект. Когда же несколько спортсменов соревнуются на одной дорожке (бег 800 м и более, групповые гонки в велосипедном спорте- шоссе и трек), стремление занять наиболее удобное место с аэродинамической позиции, особенности трассы и т. п. требуют постоянных тактических маневров и, естественно, изменения скорости. Велосипедистам-шоссейникам, например, выгоднее идти с равномерной скоростью на равнинных участках трассы, увеличивать мощность работы на подъемах и уменьшать ее на спусках. Сложность тактической борьбы в групповой шоссейной гонке подтверждается значительными колебаниями скорости на различных участках дистанции. Достаточно сказать, что у победителя этой гонки (189 км) на XXII Олимпий­ских играх С. Сухорученкова скорость при прохождении каждого из 14 кругов (13,64 км) колебалась в пределах 36,9-41,6 км/ч; лучший результат (3-й круг) составил 19 мин 28 с, худший (11-й круг) - 21 мин 55 с. Такие же колебания скорости отмечаются и у других велогонщиков - победителей крупнейших соревнований.

Потери в экономичности работы, связанные с резкими ускорениями, которые иногда позволяют себе спортсмены при прохождении соревновательных дистанций, могут быть компенсированы психологическим преимуществом, которое получает спортсмен, неожиданно для соперников резко увеличивающий скорость. Однако нужно подчеркнуть, что этот прием под силу только исключительно хорошо подготовленным в функциональном отношении спортсменам и командам; он целесообразен лишь в том случае, если подготовка к нему не снижает скорости продвижения и если после окончания ускорения спортсмен или команда в состоянии сохранить оптимальный темп и ритм работы.

Особенно сложной является тактическая борьба в спринтерской велосипедной гонке на треке. Здесь можно выделить ряд умений спортсмена, которые в комплексе определяют эффектив­ность его тактических действий: умение свободно маневрировать с целью занять удобную позицию, эффективно выполнять «сюр пляс», контролировать действия противника и ведение тактиче­ской борьбы -в сложных условиях прохождения виражей, правиль­но выбирать время для неожиданного рывка, быстро реагировать на рывок противника, эффективно выполнять заключительный бросок на линию финиша.

Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом свя­зано с уровнем его технической, физической и других видов под­готовленности. Так, спортсмены с высоким уровнем развития спринтерских качеств, специализирующиеся в видах спорта цик­лического характера,"могут бурно начать дистанцию с целью ока­зать психологическое давление на соперников. Такой вариант тактики успешно реализовал С. Копылов в гонке на треке на ди­станцию 1000 м с места на чемпионате мира 1983 г. Стартовав раньше основных соперников, он за счет стремительного начала щ максимального проявления воли на финише показал выдаю­щийся результат, что полностью деморализовало его основных конкурентов, являвшихся фаворитами на этой дистанции (рис. 20).

Боксеры или борцы, обладающие большим скороетно-силовым потенциалом и недоста точной выносливостью, обычно стремятся реализовать активную наступательную тактику с тем, чтобы до­биться победы уже на первых минутах поединка. "Вместе с тем они могут использовать экономичный оборонительный варианттактики в первой части поединка с тем, чтобы сохранить силы для активных действий в конце его.

Особенности физической подготовленности спортсменов могут оказаться решающими при выборе рациональной тактики соревновательной деятельности. Так, гребцы-байдарочники с преимущественным.развитием скоростно-силовых качеств ориентнруются прежде всего на стартовый компонент при прохождении 500 м, гребцы с доминирующим развитием специальной выносливости -на финишный компонент, а спортсмены с относительно пропорциональным развитием этих качеств стремятся к относительноравномерному прохождению дистанции (рис. 21).Всестороннее овладение всеми основными средствами, форма­ми и видами тактической борьбы особенно важно в спортивных играх где недостатки в тактиче­ской подготовленности отдельных спортсменов могут существенно снизить эффективность групповых и командных действий. Однако разносторонняя тактическая под­готовленность не должна отрица­тельно сказываться на индивиду­альной тактической манере веде­ния борьбы. Выдающихся спортсменов, особенно специализиру­ющихся в играх, единоборствах, некоторых сложнокоординацйонных и циклических видах спорта, отличает яркая индивидуальная манера ведения борьбы, осно­ванная на максимальном исполь-. зовании своих физических, технических, психологических и интел­лектуальных возможностей.

Важным показателем спортивного мастерства является актив­ность тактических действий. Спортсмен высокой квалификации умеет навязывать сопернику свою волю, оказывать на него пси­хологическое давление разнообразием и эффективностью своих действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе. Особое значение активность тактических действий приобретает в тех видах спорта, в которых имеют место прямое взаимодей­ствие соперников (в футболе, хоккее, баскетболе, всех видах борьбы и др.), неожиданные ситуации, требующие адекватного технико-тактического решения (в парусном, горнолыжном спор-; те). Активность в играх и единоборствах является важным пока­зателем тактической подготовленности при ведении как наступа­тельных, так и оборонительных действий.

В командные видах спорта важной стороной тактической подготовленное спортсменов является уровень взаимодействия партнеров в групповых и командных действиях. Именно от эф­фективности взаимодействия, умелого сочетания отработанных тактических схем с нестандартными решениями, использования индивидуальных возможностей каждого спортсмена для дости­жения конечного результата зависит, например, эффективность комбинаций в спортивных играх.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Задачи и содержание

2.1 Предварительные замечания

Список литературы

1. Задачи и содержание

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена предъявляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае -- знаний, умений и навыков, относящихся к технике двигательных действий).

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия (мысленный или описанный в словах, в графической, в математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теоретически («модель спортивной техники»). Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосредственно связана со спортивной тактикой как общим способом объединения всей совокупности данных действий ради достижения соревновательной цели (т.е. формой организации соревновательной деятельности в целом). Различия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состязаний спортивная техника практически неотделима от тактики, что находит свое выражение в понятии «технико-тактические действия».

Существующие взгляды на спортивно-техническое мастерство связаны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Правда, поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действии. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфо - функциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет «конечного пункта»: она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности.

Самый общин критерий эффективности спортивен техники определяется разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который спортсмен мог бы показать, если б полностью использовал свои физические возможности. Для количественной оценки степени - совершенства техники по этому критерию разработан ряд измерительных и расчетных процедур, которые применяются в тех случаях, когда спортивный результат поддается объективному измерению. Вычисляют, например, коэффициент технической эффективности -- КТЭ (В.М. Дьячков) по формуле:

где W -- двигательный потенциал спортсмена, выявляемый посредством специальных тестов и расчетов, h -- расчетный спортивный показатель. Очевидно, что чем полнее использует спортсмен свой двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.

Используется также достаточно много частных показателей эффективности техники в отдельных видах спорта, например:

в тяжелой атлетике -- высота подъема штанги в момент подседа (при прочих равных условиях чем меньше эта высота, тем «техничнее» выполняет спортсмен данную фазу упражнения -- (А.В. Черняк);

в беге на длинные дистанции -- отношение продолжительности полетной и опорной фаз бегового шага или отношение между частотой и длиной шагов (Ю. Тюрин);

в акробатике -- разница времени нахождения в полете при выполнении простых и сложных акробатических прыжков (чем она меньше, тем техника лучше-- Л.М. Райцин, Б. А. Бураков).

Сложнее определить общую эффективность техники в видах спорта, результаты в которых не измеряются пока объективными количественными мерами. Для суждения о ней здесь пользуются экспертными оценками (например, в баллах), расчетными оценками, вводимыми по частным показателям результативности действий в соревнованиях (например, атакующих действий в играх, единоборствах), а также биомеханическим анализом, основанным на сопоставлении отдельных параметров техники движений с эталонными величинами, и другими методами.

Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в прикидках для достижения намеченного результата (В. М. Дьячков). Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют неодинаковое значение в различных видах спорта -- наибольшее в спортивных играх, единоборствах и многоборьях, наименьшее в моноструктурных видах спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно - технической подготовленности.

Задачи и разделы технической подготовки спортсмена. Центральная задача в спортивно-технической подготовке -- сформировать такие навыки выполнения соревновательных действии, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. В этой формулировке, по сути, заключен целый ряд задач: познание теоретических основ спортивной техники (что относится к числу основных задач теоретической подготовки); моделирование индивидуальных форм техники движений, соответствующих возможностям спортсмена; формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в текущих состязаниях; последующее преобразование и обновление форм техники (в той мере, в какой это диктуется закономерностями спортивного совершенствования), создание на достаточно высокой ступени спортивного мастерства принципиально новых вариантов спортивной техники, никем не применявшихся ранее, и т. д. Все это относится преимущественно к содержанию специальной спортивно-технической подготовки.

Основные особенности постановки и реализации задач технической подготовки в различных видах спорта вытекают из специфических требований, предъявляемых к составу необходимых умений и навыков, их свойствам (стабильности, вариативности и пр.) и соотношению технической подготовленности с другими сторонами подготовленности спортсмена.

Так, при специализации в моноструктурном виде спорта предметом углубленного технического совершенствования на протяжении многих лет является одно и то же (в основе) соревновательное упражнение (прыжок, толкание ядра, бег (на заданную дистанцию и т. п.). Одна из наиболее трудных задач здесь -- периодическое преобразование и обновление чрезвычайно прочно закрепляющихся форм движений с целью привести их в соответствие с возрастающим уровнем физической подготовленности спортсмена. Во всех полиструктурных видах спорта (не считая двоеборий и многоборий с постоянной соревновательной программой) технический арсенал спортсмена в принципе не ограничен: он обновляется либо по условиям периодической смены обязательной программы соревнований (в гимнастике и аналогичных видах спорта), либо по собственной инициативе тренера и спортсмена. В связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени чрезвычайно обширного учебного материала и другие специфические проблемы. Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур -- технико-тактических действия. Поэтому техническая подготовка в полиструктурных видах спорта не только этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их непосредственно переходит в тактическую подготовку.

2. Основы методики технической подготовки в процессе тренировки

2.1 Предварительные замечания

Состав средств и методов. Основными практическими средствами технической подготовки спортсмена служат подготовительные упражнения, имеющие существенную структурную общность с соревновательными действиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, а дополнительными - общеподготовительные упражнения. В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение многие разновидности методов упражнения (методы расчленено - конструктивного и целостного упражнения с избирательным вычленением деталей, стандартно-повторного и вариативного упражнения и т. п.), которые сочетаются в определенном порядке, зависящем от особенностей техники избранного вида спорта и этапов технической подготовки.

Этапы технической подготовки. В самом общем виде многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на две основные стадии: первую стадию «базовой» технической подготовки и вторую стадию углубленного технического совершенствования и овладения высотами спортивно - технического мастерства.

Первый этап. Он в основном совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости создать (расширить, улучшить) предпосылки для становления спортивной формы. В технической подготовке это этап «конструирования» модели новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшения предпосылок ее, практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий, и формирования их общей координационной основы.

Второй этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает, как правило, значительную часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально-подготовительный этап).

Третий этап. Техническая подготовка на данном этапе строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки направлена на совершенствование приобретенных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени «надежности» применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода тренировки и распространяется на соревновательный период (период основных соревнований). В случае большой протяженности последнего техническая подготовка в основном сохраняет черты, характеризующие ее на третьем этапе, и лишь частично видоизменяется в зависимости от особенностей структуры соревновательного периода.

Следует учесть также, что указанные этапы выделены лишь относительно основного объекта технической подготовки спортсмена-- техники соревновательных действий. Фактически же процесс технической подготовки всегда «многослоен»: одновременно с формированием одних, новых, навыков (или их элементов) происходит разрушение, преобразование, стабилизация и совершенствование других.

2.2 Особенности методики формирования навыков при становлении новой спортивной техники (либо частичном обновлении ее)

Преобразование навыков, перестающих содействовать росту достижений, и формирование новых навыков, соответствующих целевому достижению, -- главные задачи в технической подготовке прогрессирующего спортсмена, которые должны решаться в первой половине тренировочного цикла.

Наибольшее число новых навыков приходится осваивать, как известно, в полиструктурных видах спорта. В моноструктурных видах спорта, где соревновательное упражнение остается в своей основе одним и тем же на протяжении ряда больших циклов тренировки, сложность задач технической подготовки определяется во многом трудностями перестройки прочно закрепленных навыков и перехода к новым вариантам техники, соответствующим возрастающему уровню физической подготовленности спортсмена. Самые сложные задачи возникают при достижении высших ступеней спортивного совершенствования, когда тренер и спортсмен стремятся создать новые формы техники, не имеющие прямых аналогии в существующей практике. В таких случаях моделирование техники и поиск путей практического воплощения модели приобретают характер подлинно творческой проблемы. Чем сложнее задача, тем, понятно, более основательные предпосылки требуются для ее решения.

Потому независимо от квалификации спортсмена в каждом большом цикле тренировки прежде, чем формировать или закреплять технику соревновательных действий в целом, необходимо создать возможно благоприятные предпосылки к ее прогрессивным изменениям.

Важнейшие из таких предпосылок заключаются в повышении уровня физической и психической подготовленности спортсмена, воспитании его координационных и связанных с ними способностей, а также в пополнении фонда двигательных умений и навыков, способствующих становлению новых форм (вариантов) соревновательных действий

Формирование ориентировочной основы нового соревновательного действия. В современных психологических исследованиях процесса обучения подчеркивается первостепенная роль в становлении действия его ориентировочной основы (исходные образы, представления, которые складываются у обучаемого о содержании, способах и условиях выполнения действия).

Особенности формирования ориентировочной основы соревновательных действий у квалифицированного спортсмена обусловлены во-первых, тем, что создаваемый им образ - модель новой (или обновленной) техники действия с самого начала опирается на приобретенный ранее двигательный опыт. Во-вторых, если форма действия действительно новая (не имеет прямых аналогий в существующей практике спорта), она первоначально не может быть наблюдаема в натуральном виде (как внешний объект наблюдения), и потому ее приходится представлять лишь в форме модели (мысленной, графической и т. д.).

Такие методы и приемы разрабатываются в настоящее время по нескольким направлениям. Наряду с методами теоретической разработки модели действия пользуются различными способами графического изображения движений, приемами моделирования пространственных параметров движений на муляжах и механических моделях (например, на модели системы «тело гимнаста -- гимнастический снаряд»), скорости, темпа и ритма движений с помощью электронной аппаратуры (магнитофона, светолидеров, звуколидеров, ритмолидеров и др.) и т. п. Но ориентировочная основа двигательного действия остается крайне неполной, пока не возникают реальные мышечно-двигательные ощущения и представления. Сформировать их на первом этапе помогают квалифицированно подобранные подводящие упражнения, направленное «прочувствование» движений иа специальных тренажерах и других устройствах с введением предметных ориентиров в обстановку действия, а затем -- после образования первоначальных представлений -- и идеомоторные упражнения.

Пути практического разучивания. На первом этапе в технической подготовке спортсмена при формировании новой (или обновленной) техники соревновательных действий преобладают, как правило, методы расчленено - конструктивного упражнения. Целостное соревновательное действие выполняют как бы в расчлененном виде, выделяя его фазы, с последующим объединением частей в целое.

Исключения чаще всего бывают в видах спорта циклического характера, где естественная слитность движений побуждает отдавать предпочтение методам целостного упражнения. Однако и в этих видах спорта в настоящее время все шире практикуют подход, связанный с использованием имитационных и других специально-подготовительных упражнений.

Для конкретизации общих правил разучивания двигательных последствий применительно к технической подготовке спортсмена а имеют значение следующие положения.

1. Упражнения, направленные на формирование (преобразование) соревновательных действий «по частям», не должны по главным структурным признакам существенно отличаться от воспроизводимых «частей» соревновательного упражнения (чтобы убедиться в этом, нужен достаточно квалифицированный анализ).

2. Порядок формирования или перестройки фаз (операций) соревновательного упражнения зависит как от особенностей его структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе приобретенного им двигательного опыта. B пределах выполняемых фаз целесообразно вначале сформировать или уточнить конкретные двигательные задачи, граничные -- «входные» и «выходные» -- положения (исходные и конечные позы в опорном положении тела, взаиморасположение звеньев двигательного аппарата), а затем -- способ перехода из начального в конечное положение (X. X. Гросс).

3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно по частям или сразу в целом, спортсмен должен на первом этапе научиться «пооперационно» контролировать и корректировать движения (вначале зрительно, затем кинестетически, без участия зрения), для чего необходимо точно знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаиморасположения звеньев двигательного аппарата и т. д.). Пофазно формирование действия позволяет преодолеть трудности самоконтроля быстропротекающих спортивных движений, особенно когда параллельно используются методы объективной «срочной информации».

4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно лишь в том случае, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое.

5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий к преобразованию старых навыков на первом этапе во многом определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнений, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

Главный методический вопрос при облегчении -- оптимальное формирование его, ибо чрезмерное облегчение ведет к формированию навыка, не соответствующего особенностям соревновательного упражнения. Отсюда понятно всевозрастающее внимание к разработке «обучающих» тренажеров и других устройств с дозированным приложением внешних механических сил и ограничительными условиями, помогающими спортсмену соблюдать заданные параметры движения (тренажеры для разучивания и уточнения вращательных движений в гимнастике, финальных усилий в метаниях, отталкиваний в прыжках, пространственных параметров и координации движений в плавании, гребле, беге на лыжах, на коньках и т.д.).

Формирование ритма как стержневая линия в технической подготовке. Важнейшей комплексной характеристикой техники целостного спортивного действия является, как известно, его ритмичность, выражающая закономерный порядок соединения всех его компонентов. Формирование и оптимизация ритма соревновательных действий представляют, по существу, центральную проблему всей технической подготовки спортсмена, связанную одновременно с задачами воспитания координационных способностей, совершенствования точности движений во времени и пространстве, способности оптимально регулировать мышечные напряжения и расслабления.

Так как ритмическая структура вновь формируемых сложных спортивных действий первоначально не существует у спортсмена в готовом виде, на пути к формированию ее прежде всего стоит задача создать представление об эталонном ритме. Когда техника действий не является принципиально новой, эта задача решается такими методами и приемами, как демонстрация примеров технически совершенного выполнения действия с сосредоточением внимания на его ритме, кино- и видеомагнитофонная демонстрация в обычном и замедленном темпе со звуковым сопровождением, воссоздающим размерность движений, воспроизведение ритма по заданному образцу голосом (ритмическим подсчетом), имитационными движениями (отстукивание ритма), идеомоторными представлениями и т. д. Эталонный ритм новых движении создают по аналогии с ритмической структурой известных форм, видоизменяя ее на основе ориентировочных наметок или аналитически -- расчетным путем.

Как отмечалось, рационализация средств и методов спортивно-технической подготовки выразилась и в разработке новых подходов к формированию ритма движений на современной аппаратурной основе. Уже создан ряд экспериментальных вариантов ритмолидеров (автоматических устройств, задающих по определенному эталону формируемый ритм движений звуковыми и световыми сигналами) и ритмоинформаторов (сличающих фактический ритм движений с заданным и сигнализирующих о рассогласовании). В качестве ритмолидера используют, например, магнитофон, на котором воспроизводится эталонный ритм в форме музыкальноподобных фраз или ритмических сигналов, составленных на основе анализа примеров образцового выполнения упражнения (ритмические сигналы многотонного звучания воспринимаются и воспроизводятся спортсменом, как показал эксперимент, лучше, чем однотонные,-- Р.В.Галстян).

Проблема индивидуализации ритма движений возникает сразу же, как только создано представление об эталонном ритме поскольку последний не может в полной мере соответствовать индивидуальной размерности движений спортсмена. Ритм индивидуализируется путем контролируемого воспроизведения его спортсменом (вначале мысленно в сочетании с речевой и двигательной имитацией, затем в процессе целостного выполнения формируемых действий с объективной оценкой параметров движений и их общей результативности).

Режим занятий. Техническая подготовка на первом этапе большого тренировочного цикла проходит в условиях особенно объемной физической подготовки. Определяя в этих условиях целесообразную частоту занятий, направленных на образование новых форм координации движений и объем работы, обычно руководствуются правилом «лучше чаще, но понемногу». Достаточно высокая эффективность работы по формированию и перестройке сложных спортивно-технических навыков, по-видимому, в большинстве случаев обеспечивается при ежедневных занятиях, каждое из которых включает в себя такую работу в относительно небольшом объеме. Ее эффективность существенно уменьшается с увеличением интервалов между занятиями, причем и в том случае, если разовый объем работы.

Эффективность упражнений «на технику» определяется не величиной функциональных сдвигов, приводящих к утомлению, а безошибочностью и точностью вырабатываемых форм координации движений

О соединении технической и физической подготовки. В начале подготовительного периода тренировочного цикла физическая подготовка по своей направленности и эффективности как бы опережает ход формирования (или преобразования) техники движений: *общий уровень физической подготовленности возрастает особенно высокими темпами, а уровень технической подготовленности неизбежно лимитируется тем, что новые (или обновляемые) навыки еще только формируются. При этом большой объем физических нагрузок, характерный для этого этапа, может временно затруднять формирование навыков.

Чтобы исключить чрезмерное «расхождение» эффектов технической и физической подготовки, нужно, во-первых, обеспечить оптимальное распределение нагрузок, связанных с этими сторонами подготовки (как в структуре отдельных тренировочных занятий, так и в целом по этапам); во-вторых, использовать специальные методические подходы, способствующие органическому соединению физической и технической подготовки. Общую идею подходов выражает «принцип направленного сопряжения» (В. М. Дьячков и др.). Он предусматривает, в частности:

приближение способа выполнения подготовительных упражнений, служащих средствами воспитания физических способностей, к особенностям техники формируемых соревновательных действий;

выполнение упражнений, включающих сформированные ранее соревновательные действия (или их элементы), с дополнительными дозированными отягощениями.

технический подготовка спортсмен

2.3 Особенности методики стабилизации и совершенствования сформированных навыков

Определяющая направленность и частные задачи. По мере завершения подготовительного периода и в соревновательном периоде большого тренировочного цикла в технической подготовке спортсмена последовательно усиливаются тенденции, ведущие к стабилизации навыков соревновательных действий и достижению целесообразной степени их вариативности. Эти тенденции предполагают противоположные и вместе с тем внутренне взаимосвязанные методические подходы. Вначале решаются преимущественно задачи уточнения и относительного закрепления технических характеристик соревновательных действии применительно к достигаемому уровню специальной тренированности, затем -- задачи обеспечения необходимой вариативности и высокой «надежности» техники действий применительно к специфическим условиям соревнований.

Пути и условия начальной стабилизации навыков.

Правила целесообразной методики стабилизации спортивных навыков определяются, в частности, следующими положениями.

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты.

2. Усилия, направленные на стабилизацию навыков, понятно, теряют смысл, если при этом закрепляются ошибки и несовершенства.

3. Закреплять навыки соревновательных действий целесообразно в той мере, в какой это придает им необходимую стабильность но не превращает в стереотипы и согласуется с общей тенденцией развития тренированности на данном этапе тренировки. В различных видах спорта требуется, как известно, не одинаковая степень стабилизации навыков и их компонентов.

4. В процессе закрепления сформированных навыков соревновательных действий все параметры упражнений, обеспечивающих стабилизацию, должны постепенно приближаться к целевым (адекватным спортивному достижению, намеченному в данном цикле тренировки.

Методические подходы и приемы, направленные на расшире ние диапазона вариативности навыков. Надежность спортивной техники зависит также от возможности изменять сформированные навыки соответственно меняющимся условиям состязаний, а следовательно, и от диапазона вариативности навыков.

Целесообразная вариативность техники соревновательных действий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая адекватна условиям соревнований и способствует ранению результативности действий. Она допускает отклонение от закрепленных форм движений, но не больше, чем это необходимо для достижения соревновательной цели.

Наиболее широкий диапазон оправданных вариаций оперативных установок характерен для видов спорта с нестандартным составом действий, непрерывно меняющимся по ходу изменения соревновательных ситуаций (спортивные игры и единоборства).

В методическом отношении надо различать два типа подходов и соответствующих частных приемов, направленных на расширение диапазона вариативности закрепленных навыков:

а) строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его строго предписаны тренировочным заданием, отражены в соответствующей установке спортсмена и обеспечены точной регламентацией внешних воздействий;

б) не строго регламентированное варьирование, когда установка на варьирование хотя и задана, но ее реализация зависит от неопределенных вариаций внешних условий.

Задания по варьированию, выполняемые без регулирующих воздействий извне, предъявляют повышенные требования к умению точно регулировать свои движения, действия, что может способствовать совершенствованию специализированных ощущений, восприятий, представлений («мышечного чувства», «чувства скорости», «чувства темпа», «чувства ритма» к др.), воспитанию координационных способностей, а следовательно, и обеспечению надежности сформированной техники движений.

Приемы варьирования, связанные с намеренным изменением внешних условий, которые как бы «принудительно» придают вариациям действий строго направленный характер (введение точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх, дозированное изменение внешних отягощений, применение тренажеров, устройств и оборудования, позволяющих направленно варьировать упражнение, и т. д.), используются как для облегчения, так и для усложнения задач управления действиями. В первом случае они обеспечивают наибольшую точность выполнения задания, но освобождают спортсмена от необходимости преодолевать координационные и другие трудности. На этапе совершенствования сформированных навыков такие методические приемы должны быть сугубо дополнительными по отношению к приемам, требующим значительной мобилизации психических и физических возможностей спортсмена.

Приемы не строго регламентированного варьирования связаны с несколькими методическими подходами, которые различаются по конкретному смыслу, способам и условиям варьирования. В частности, надо иметь в виду:

а) варьирование, связанное с решением тактических задач в условиях строго регламентированных взаимодействий противников или партнеров. Это, так сказать, свободное тактическое варьирование (вольные бои и схватки в единствах, отработка технических приемов в составе игровых комбинаций, накладывающихся по ходу тренировочных игр и т. п.);

б) игровое варьирование, связанное с использованием элементов игрового и соревновательного методов в тренировке («беговая игра» -- фартлек, игровое соперничество в искусстве построения новых движений и связок у гимнастов, акробатов, прыгунов в воду и т. п.);

в) варьирование, связанное с использованием в тренировке необычных условий естественной среды и непривычных снарядов, инвентаря, оборудования в целях специальной психической подготовки и повышения устойчивости навыков выполнения упражнений циклического характера на сильнопересеченной местности, в неблагоприятных метеорологических условиях, периодический перенос занятий из привычных условий спортивного зала в непривычные, выполнение упражнений на непривычной опорной поверхности с различными по качеству спортивными снарядами и т.п.

Пути и условия увеличения «помехоустойчивости» навыков . Не трудно сделать вывод, что большинство методических приемов, обеспечивающих целесообразную стабильность и вариативность спортивных навыков, можно рассматривать и как способы обеспечения надежности техники соревновательных действий. «Надежность» действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий, вопреки возникающим внешним и внутренним помехам («помехоустойчивость»). Наряду со стабильностью и вариативностью навыков она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью развития координации и других способностей спортсмена. Основными путями и условиями повышения их «помехоустойчивости» (кроме упомянутых ранее) являются:

Адаптация навыков к условиям предельных проявлений физических качеств в тренировке. Техническая подготовка спортсмена в этих условиях органически сливается с его специальной физической подготовкой. Главным адаптирующим фактором при этом являются объем и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближенных к соревновательным и превышающих их (по отдельным параметрам).

Моделирование психически напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей. По мере стабилизации вновь сформированных (или преобразованных) навыков соревновательных действий одним из необходимых условий дальнейшего повышения их надежности становится преодоление дискоординирующих помех, которые возникают в технически напряженных ситуациях, типичных для спортивных состязаний. С приближением периода основных состязаний нужно более полно моделировать в тренировке соревновательные ситуации, вносящие психическую напряженность, это способствует повышению степени надежности сформированных навыков, если, конечно, одновременно используются достаточно эффективные методы объективного контроля и коррекции проникающих ошибок, а также методы волевой и специальной психической подготовки, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей.

Соревновательная практика. Систематическое участие в тренировочных и официальных состязаниях разного ранга в качестве фактора закрепления и совершенствования новых обновленных) форм спортивной техники целесообразно использовать после того, как обеспечена первоначальная стабилизация сформированных навыков (пока они неустойчивы, нет смысла испытывать их прочность в состязаниях: это будет способствовать реставрации старых навыков.

Список литературы

1. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М., ФиС, 1976. Том II, гл. 2.2.

2. О структуре многолетней тренировки. Сб. научн. работ под общ. ред. Л. П. Матвеева. М., ГЦОЛИФК, 1974.

3. Учение о тренировке (введение в общую методику тренировки). Под общ. ред. Д. Харре. М., ФиС, 1971. Разд. 2.2.

4. Тренировка юных спортсменов. Сб. под Общ. ред. В. П. Филина. М., ФиС, 1965.

5. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1977. Под общ. ред. Л.П. Матвеева.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, признаки, физиологические закономерности формирования двигательных умений. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Виды, средства и методы технической подготовки спортсмена. Тематический план учебного процесса по физической культуре.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Гармоничное физическое развитие, всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья учащихся. Подготовка у спортсмена волевых качеств. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Основное содержание тактики и тактической подготовки.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Физическая подготовка спортсмена. Принцип единства общей и специальной физической подготовки. Техническая, тактическая, психологическая, морально-волевая подготовка спортсмена. Физические (двигательные) качества. Средства и методы и развития. Форма.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2004

    Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки. Основные виды подготовки спортсмена. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Понятие о спортивной тренировке и его основные компоненты. Физические качества спортсмена. Соревнования как средство и метод подготовки спортсмена. Физиологическая классификация спортивных упражнений. Особенности и методы тренировки в силовом троебории.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Тактические подготовки и элементы боя. Подготовка спортсмена и команды в целом к предстоящим соревнованиям. Сбор сведений о противниках разведкой. Морально-волевые качества спортсмена. Основные разделы тактического плана. Успех кикбоксера в бою.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Ориентирование как один из видов спорта. Основы многолетней подготовки юных ориентировщиков. Физическая подготовка спортсмена-ориентировщика, применяемые методики тренировок, типы тестирования. Методы контроля за состоянием тренированности спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2010

    Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена. Структура спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки. Методы подготовки в лыжном спорте. Спортивные соревнования как одно из важнейших средств специализированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании мастерства. Способы формирования и совершенствования технико-тактической подготовки в спортивной борьбе. Соревновательная деятельность, как совокупность действий спортсмена в процессе состязания.

Новое на сайте

>

Самое популярное