Домой Все о плавании «Комплекс дыхательных гимнастик для детей в ДОУ. Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников Игровые дыхательные упражнения для дошкольников

«Комплекс дыхательных гимнастик для детей в ДОУ. Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников Игровые дыхательные упражнения для дошкольников

Валентина Крылова

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно - оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме увлекательных и весёлых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребёнка, но и принести пользу его здоровью.

Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания , предупреждению простудных заболеваний, позволяют организму малыша правильно развиваться, при помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме ребёнка. Она очень полезна для здоровья.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры , улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания .

Дидактический материал, используемый для дыхательной гимнастики , должен быть лёгким : ватка, пёрышко, тонкая бумага, воздушные шарики и т. д. Можно предложить ребёнку сдувать пёрышки с ладони или дуть на одуванчик. Очень полезен свисток. С ним ребёнок точно не заскучает. Увлечёт малыша и выдувание воздуха в ёмкость с водой через трубочку для коктейля. К тому же пузырьки принесут несомненную пользу и радость. Так же деткам можно предложить надувать воздушные шарики.












Для того, чтобы гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребёнку необходимо объяснить, что вдох надо делать через нос, а выдох должен быть плавным и длительным.

Но важно помнить, о том, что все упражнения очень утомительны, так что на их выполнение не стоит отводить более пяти - десяти минут (в зависимости от возраста) . Упражнения выполняются ежедневно, в проветриваемом помещении, весь комплекс выполняется до еды.

Всем известна дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей. Она считается несколько парадоксальной. Насколько она лучше других, пусть спорят специалисты. Но эта дыхательная гимнастика впечатляет своими результатами. Она эффективна при заболеваниях носоглотки, хроническом насморке, аденоидах, гайморите, с её помощью можно предотвратить начинающую простуду, укрепить иммунитет. Занятия по системе Стрельниковой помогают при бронхиальной астме, бронхите, затяжном кашле, рекомендуют выполнять при заикании у детей.

Многие занимаются по этой методике всей семьёй. Это очень увлекательно и полезно.

Желаю вам и вашим детям крепкого здоровья.

Литература

1. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 - 7 лет : кинезиологическая и дыхательная гимнастики , комплексы утренних зарядок. - Волгоград : Учитель, 2009 год.

2. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А . Н. Стрельниковой для детей. - М.: - Метафора, 2012 год.

Публикации по теме:

«Дыхательная гимнастика» Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение правил, сохранение плавности речи.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика выполняется по показу взрослого. Все упражнения изображены в виде слайдов, управление ими осуществляется щелчком.

Ребята, встанем в кружочек, возьмемся за руки, улыбнемся и поприветствуем друг друга. Доброе утро! Здравствуй, друг. Получился добрый круг.

Дыхательная гимнастика Условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию. Дыхательные упражнения.

Дыхательная гимнастика для младшей группы. Малыши ложатся на ковер вытянув ноги и руки вдоль тела. Дети делают медленный вдох. НА время вдоха дети задерживают дыхание,а выдох делается.

Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических.

Праздник – развлечение: «Будьте здоровы!».Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрёй и к тебе придет покой» «Разноцветные ленточки»Цель:.

Правила занятия дыхательной гимнастикой в дошкольном учреждении простые — сделайте их веселыми и увлекательными, занимайтесь посредине временного отрезка между приемами пищи, будьте осторожны с детьми, больными астмой и наращивайте интенсивность занятий среди детей дошкольного возраста постепенно. Научитесь упражнениям сами и дети, подражая вашему исполнению, быстро научатся их правильно исполнять.

Когда еще не ходим в садик

Следующая несложная дыхательная гимнастика скорее не игрового, а осязательного характера — просто изучаем мир и запахи. Такие упражнения подойдут для детей дошкольного возраста от года до полутора.

Нюхайте цветок с закрытым ртом, при выдохе через рот проговариваем «а-а-а-а». Чтобы было интереснее, нюхайте разные цветки. Можно побрызгать ароматными духами или маслами мяты, лаванды, шалфея на искусственный цветок и делать это несложное упражнение дома. Только остерегайтесь аллергии — если малыш начнет чихать, у него будут слезится глаза, лучше нюхать запахи более нейтральные, например фрукты. Для таких маленьких детей упражнения будут чем-то новым, в этом возрасте им особенно нравится внимание взрослых.

Ясельная группа

Следующие занятия — для детей от полутора до трех лет. Перед занятием медленно вдохните три раза носом, выдыхайте через рот. Упражнения для маленьких детей рассчитаны на выполнения лежа на ковре (если это группа) или на диване (если дома).


Младшая и средняя группа

Упражнения для детей дошкольного возраста младшей и средней группы желательно проводить в игровой форме. Дыхательная гимнастика не должна утомлять, если занятия будут проходить интересно, результат обязательно будет.

Упражнения для средней и старшей группы професора Толкачева

Дети постарше могут делать простые физические упражнения, дыхательная гимнастика не обязательно должна обязательно иметь игровую форму, однако занятие должно быть веселым, его можно проводить под танцевальную музыку. Для детей этого возраста подходят следующие элементы:

Упражнения для тренировки выдоха


Дыхательная гимнастика для детей поможет решить проблемы с дыханием после разных болезней носоглотки и дыхательных путей. Кроме того, упражнения требуют внимательности, слаженности и дисциплинированности, соответственно развиваются эти качества. Если добавляются физические упражнения — получается отличный комплекс упражнений для детей дошкольного возраста.

1. «Медвежонок умывается». И. п.- руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу ладонями вниз. Пальцы как будто удерживают мячик, яблоко. Поочередно приводя через стороны по круговой амплитуде кисти рук к себе (до уровня надбровных дуг), выполнить движение «медвежонок умывает мордочку». Темп свободный. Вдох сменяется выдохом синхронно со сменой рук.

Психологическая установка (П. У.) - утром медвежата самостоятельно умываются прохладной родниковой водой, которая имеет приятный вкус.

2. «Медвежонок пьет молоко. И. п.- стойка ноги врозь, спина прямая, кисти рук повернуты друг к другу ладонями и сближаются на уровне нижней части живота так, как будто обхватывают бутылочку с молоком. Не меняя положения кистей вдох), постепенно сгибая руки в локтях, поднести воображаемую бутылочку ко рту (голова немного наклонена назад). Затем выдох, вернуться в И. п.

П. У. - медвежонок с удовольствием пьет очень полезное и вкусное молоко.

3. «Медвежонок пьет молоко и приседает». Продолжая выполнять предыдущее упражнение, одновременно с движениями рук присесть (вдох); принять И. п. (выдох).

П. У. - живот медвежонка наполняется молоком, что заставляет его присесть на травку.

4. «Неуклюжая ходьба на задних лапах». И. п.- стойка ноги врозь, руки внизу, плечи опустить, голову наклонить вперед. Сгибая правую руку и правую ногу, синхронно поднять их вверх, перенося при этом центр тяжести тела на левую ногу. Туловище наклоняется влево, движение сопровождается вдохом. То же левой ногой и левой рукой.

П. У. - неуклюжие движения имитируют ходьбу медвежонка на задних лапах с небольшим покачиванием туловища.

5. «Медвежонок танцует». И. п.- стойка ноги врозь, руки опущены. Отрывая правую ступню от пола, дотронуться носком до левого колена. Движение сопровождается вдохом, а поворот в И. п.- выдохом. То же левой ногой.

П. У.- медвежонок сыт и весело танцует на полянке.

6. «Медвежонок становится на четыре лапы». И. п. - тоже. Слегка согнуть ноги в коленях, наклонить туловище вперед, опустить руки и опереться на ладони. Поочередно поднимая и опуская (синхронно) правую руку и правую ногу, имитировать ходьбу медвежонка. Центр тяжести смещается то вправо, то влево. Дыхание свободное, туловище и голову немного поворачивать в сторону конечностей, которые совершают движение.

П. У. - медвежонок весело бежит по зеленой травке к своей маме.

7. «Медвежата играют». И. п.- стоя, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, кисти на уровне плеч, ладони повернуты вниз. Выполнять круговые движения руками по вертикали поочередно: от себя, вперед, вниз, к себе. Кисти как будто удерживают яблоко. Дыхание свободное.

П. У.- медвежонок играет с друзьями на залитой солнцем полянке, возле ручейка.

8. «Медвежонок плещется в ручейке». И. п.- упор присев, кисти рук на полу ладонями вверх, спина прямая. Одновременно обеими согнутыми в локтях руками (кисти не меняют положения) совершать движения вверх до уровня надбровных дуг (вдох); вернуться в И. п. (выдох).

П. У.- медвежата весело плещутся в теплой речке.

9. «Медвежонок осматривается: что вокруг?». И. п.- то же. Выполнить поворот головы вправо и влево, не отрывая рук от пола.

П. У.- медвежонок с интересом осматривает лес.

10. «Медвежонок весело подпрыгивает ». И. п.- то же, что в упражнении № 5. Подскоки на месте, дыхание свободное.

П. У.- медвежата забавляются на полянке.

11. «Медвежонок задается». И. п.- стойка ноги врозь, руки опущены. Постепенно поднять расслабленные кисти вперед-вверх (вдох), развести их в стороны и согнуть руки в локтях; вернуться в И. п. (выдох).

П. У. - медвежонок видел ежика и с гордостью хочет показать ему, какой он большой и сильный.

12. «Медвежонок сердится». Закончить предыдущее упражнение, подняв руки вверх: раскрыть ладони, пальцы максимально развести и согнуть так, как будто они обхватывают большое яблоко.

П. У. - медвежонок сердится, потому что ежик его не боится.

«Неуклюжая ходьба на задних лапах». Повторить упражнение № 4.

«Медвежонок умывается». Повторить упражнение № 1.

Дыхательная гимнастика для дошкольников. Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление здоровья детей - ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
5.Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение
6.Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Дыхание бывает следующих видов:
нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики.
Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачев
Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.
Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.
Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.
Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.
Это гимнастика для развития речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Данная методика направлена на совершенствование речевого дыхания дошкольников и используется в логопедии.
Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Суть этой методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. По причине специфики дыхания методику Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему по нему необходимые полезные и питательные вещества.
Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкультминутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности; на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Во время утренней гимнастики и занятий по физкультуре обычно используют 1- 2 дыхательных упражнения для восстановления дыхания после физической нагрузки. На прогулке или после НОД по другим видам деятельности в группе в хорошо проветренном помещении можно проводить целые комплексы дыхательной гимнастики.

Перед выполнением упражнений необходимо позаботится о создании условий:
Ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы) ;
Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;
Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.
- Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия - от 10 до 20 минут.
- Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении.
- Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения.
- Сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Младшие группы

Комплекс № 1 развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

1. "Пузырики"
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

2. "Насосик"
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

3. "Паровозик"
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как « дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

4. "Самолет"
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

5. "Зверята"
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 - 4 раза.

6."Ветер"
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

7. "Курочки"
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх - вдох. Повторить 5 раз.

8. "Пчелка"
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Комплекс №2. Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. "Большой и маленький"
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. "Паровоз "
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. "Летят гуси "
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. "Аист "
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5."Веселая пчелка"
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

6. "Лягушонок "
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакни".

Средняя группа

Комплекс №1

1. "Послушаем своё дыхание"

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  1. куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  2. какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  3. какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  4. какова частота дыхания: часто происходит вдох - выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  5. тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. "Дышим тихо, спокойно и плавно"

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. "Подыши одной ноздрёй"

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох - выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. "Воздушный шар" (Дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар
  2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. "Ветер" (очистительное полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
  2. Задержать дыхание на 3-4 с.
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. "Подыши одной ноздрёй"

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. "Ёжик"

Поворот головы вправо - влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. "Губы «трубкой"

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. "Ушки"

Покачивая головой вправо - влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо - влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Старшая и подготовительная группы

Комплекс №1

1. "Задуй"

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

2."Полное дыхание"

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

3. "Качалка"

И.п. - сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

4. "Ёлочка растёт"

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

5. "Постучи кулачками"

И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

6. "Прыжки"

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

Комплекс №2

1. "Снежный ком"

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

2. "Снеговик веселится"

И.п. - поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

3. "Вырасти большим"

И.п. - встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки - вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

4. "Поза дерева"

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх - вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки - выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.

5. "Берёзка"

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.

6. "Ветерок"

Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.

7. "Аромат цветов"

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

8. "Поднимаем кирпичи"

И.п. - ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 - вдох; 2 - выдох - наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 - вдох; 4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

Новое на сайте

>

Самое популярное