Домой Все о плавании Базовые техники ушу. Оздоровительная гимнастика ушу для начинающих Движения ушу

Базовые техники ушу. Оздоровительная гимнастика ушу для начинающих Движения ушу

Базовые элементы ушу

Основные положения кисти и кулака

Цюань – кулак.

Основное положение кисти руки в большинстве ударов кулаком. Кулак формируется постепенно, начиная с мизинца. Последним сверху прижимается большой палец, который закрепляет общую конструкцию кулака. Поверхности кулака отмечены на рисунке.

Валэнцюанцюань – кулак «ребро черепицы». Основное положение кисти в ударах кулаком в тунбэйцюань и бацзи цюань. Пальцы сжаты таким образом, чтобы образовывать лестницу, спускающуюся к мизинцу. Таким образом, указательный палец сжат полностью, а остальные пальцы полусжаты. Удар наносится сгибом второй фаланги пальцев. Во время нанесения удара кулак удерживается в вертикальной плоскости и чуть подворачивается вверх. Запястье напряжено.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image003_137.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="150" height="101 id=">

Цзяньцюань – «заостренный кулак». Один из видов кулака в тунбэйцюань. Пальцы согнуты во второй фаланге. Большой палец фиксирует сгиб указательного. Ударной поверхностью являются сгибы второй фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев. Удар наносится в положении лицюань (вертикальный кулак).

Цянцюань – «кулак народности Цян». Один из видов кулака в наньцюань. Положение почти аналогично цзяньцюань, однако наносится удар в горизонтальном положении кулака (пинцюань), а рука во время нанесения удара согнута в лучезапястном суставе под углом в 45°.


Чжаньшоуцюань – «рубящий» кулак. В этом положении для удара используется внешнее ребро кулака. Пальцы согнуты во второй фаланге, большой палец сверху фиксирует сгиб второй фаланги указательного пальца.

Даньчжуцюань – кулак «одиночная жемчужина».

Другое название «фэнъянь» – глаз феникса. Удар наносится сгибом второй фаланги указательного пальца, выдвинутой вперед и зафиксированной большим пальцем.

Тоугуцюань – кулак «пронзающий до костей».

Другое название «чжунцюань» – срединный кулак. Удар наносится сгибом второй фаланги среднего пальца выдвинутой вперед. Наиболее часто используется в тунбэйцюань.

Вобэйцюань – кулак «сжимающий чашу». Используется в цзуйцюань. Указательный и большой палец полусжаты и напряжены, остальные три пальца согнуты и прижаты к ладони.

Люечжан – ладонь – «гибкий лист».

Наиболее часто употребляемое в ушу естественное оружие. Различают следующие ударные поверхности ладони: чжан бэй – тыльная сторона; чжан синь – центр ладони; чжан чжи – пальцы; чжан гэнь – основание ладони.

Валэнчжан – ладонь «ребро черепицы».

Напоминает по форме черепичную плитку. Другое название, употребляемое в пигуацюань, – «вамянь-чжан» – «ладонь-черепица». Пальцы плотно сжаты, большой палец прижат к центру ладони.

Уфэнчжан – ладонь «пяти вершин».

В тайцзицюань называется «бачжан» – «прилипающая ладонь». В пигуа называется «дзюгунчжан» – «ладонь девяти дворцов». Пальцы выпрямлены, естественно напряжены и расставлены. Ладонь слегка вогнута в центре. Большой палец направлен вперед в сторону, образуя с указательным пальцем «хукоу» – пасть тигра. Этот вид ладони используется как для толчков и ударов, так и для захватов предплечья противника.

Гоушоу – «рука-крюк». Кисть руки согнута в запястье, пальцы собраны в щепоть и направлены вниз. Используются следующие ударные поверхности: гоу дин – верх запястья; гоу бэй – тыльная сторона запястья; гоу шэнь – «тело крюка». В наньцюань используются также пальцы, собранные в щепоть. Такой удар называется «хэцзюйшоу» – клюв журавля.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image007_90.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="250" height="279 id=">

Гунбу – позиция выпада (буквально, «шаг лука»).


Одна из наиболее часто встречающихся позиций во многих стилях ушу. Приводимый вариант позиции используется в стилях чацюань и хуацюань.
Нога, находящаяся впереди, согнута в коленном суставе под углом 90°. Носок развернут вперед. Стопа плотно прижата к полу. Ягодицы на уровне коленного сустава. Нога, находящаяся сзади, выпрямлена и напряжена. Носок развернут вперед под углом 45°. Ребро стопы прижато к полу. Тазобедренный сустав полуразвернут вперед. Корпус выпрямлен в грудном отделе позвоночника и чуть наклонен вперед.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image009_80.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="350" height="294 id=">

Примечание . При выполнении позиции мабу типичными являются следующие ошибки: 1) позиция «провалена» – таз опущен слишком низко; 2) стопы не параллельны друг другу; 3) спина прогибается в поясничном отделе позвоночника, таз не выведен вперед; 4) голени «завалены» внутрь; 5) корпус наклонен вперед; 6) плечевой пояс напряжен.

Сюйбу – позиция «пустого шага».

Одна из основных позиций ушу. С небольшими вариациями встречается практически во всех стилях. В этой позиции вес тела на 90% смещен на ногу, находящуюся сзади и согнутую в колене под прямым углом. Колено ноги полуразвернуто вперед. Носок ноги развернут вперед под углом в 45°. Нога, находящаяся впереди, чуть согнута в колене и выведена вперед. Носок оттянут и касается пола, подъем стопы находится с голенью на одной линии. Корпус полуразвернут вперед, выпрямлен в грудном и поясничном отделе позвоночника.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image011_76.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="350" height="331 id=">

Примечание. При выполнении позиции пубу типичными являются следующие ошибки: 1) стопы не прижаты к полу; 2) колено ноги, находящейся сзади, не отведено назад; 3) позиция недостаточно низкая; 4) нога, находящаяся впереди, согнута в колене; 5) корпус «завален» вперед или назад.

Чабу – позиция зашага (буквально «шаг-вилка»).

Одна из основных позиций в чацюань, хуацюань и наньцюань. Встречается и как фиксированная позиция, и как вид шага. Из позиции бинбу выполните широкий шаг одной ногой сзади, другой – в сторону, полуразверните корпус в противоположную сторону и зафиксируйте позицию. Вес на 70% остается на согнутой под углом в 90° опорной ноге. Зашагивающая нога чуть согнута в колене или выпрямлена. Пятка оторвана от пола. Корпус либо остается выпрямлен, либо допускается его наклон в продолжение линии зашагивающей ноги.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image013_53.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="300" height="322 id=">

Примечание. При выполнении позиции баньмабу типичными являются следующие ошибки: 1) колено ноги, находящейся впереди, не развернуто в сторону; 2) корпус не вертикален и не выпрямлен в грудном отделе; 3) корпус недоразвернут в сторону.

Основные виды перемещений

Цзибу – «шаг с хлопком», подскок с хлопком. Один из часто встречающихся в чанцюань видов перемещений. Одна нога выполняет шаг вперед, затем обе ноги отталкиваются от пола и выполняется прыжок вверх-вперед с одновременным хлопком двух ног одна о другую. Приземление выполняется на ногу, находящуюся сзади. Во время прыжка корпус удерживается в вертикальном положении. Носки ног оттянуты вниз, ноги выпрямлены в коленях и напряжены. Взгляд направлен вперед. При приземлении опорная нога чуть сгибается в колене, обеспечивая мягкое приземление.

Примечание. При выполнении шага цзибу типичными являются следующие ошибки: 1) прогиб в поясничном отделе в момент прыжка; 2)приземление на обе ноги; 3) носки ног не оттянуты вниз в момент хлопка.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image015_54.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="300" height="245 id=">

Примечание. При выполнении шага синбу типичными являются следующие ошибки: 1) при переходах не закреплена верхняя часть корпуса; 2) ноги не согнуты в коленях; 3) при переходах корпус поднимается вверх и опускается вниз.

Гайбу – отшагивание.

Встречается в чанцюань, наньцюань и во многих других направлениях. Представляет собой уход в сторону с линии атаки с опусканием центра тяжести и скручиванием корпуса в поясничном отделе. Из позиции бинбу баоцюань сделайте шаг в сторону, пронося ногу перед опорной. Согните обе ноги в коленях и зафиксируйте позицию.

Примечание. При выполнении отшагивания гайбу типичными являются следующие ошибки: 1) при переходе не опускается центр тяжести; 2) ноги в конечной позиции не согнуты в коленях; 3) корпус в конечной позиции не скручен в пояснице.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image017_50.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="350" height="283 id=">

Даньтуй – удар носком ноги вперед.

Один из базовых ударов ногой в чанцюань. Из положения бинбу баоцюань поднимите согнутую в колене ударную ногу выше уровня поясницы. Голень и носок оттянуты вниз. Опорная нога выпрямлена, корпус вертикален. Выполните прямой удар ногой вперед по прямой линии на уровне поясницы. Ударная поверхность – носок стопы. Нога полностью распрямляется в коленном суставе, носок оттянут вперед.

Примечание. При выполнении удара даньтуй типичными являются следующие ошибки: 1) колено согнутой ноги поднимается ниже уровня поясницы; 2) носок не оттянут вниз; 3) опорная нога согнута в колене; 4) бедро выведено вперед.

Удары выпрямленной ногой

https://pandia.ru/text/78/439/images/image019_48.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="350" height="246 id=">

Примечание. При выполнении удара сетитуй типичными являются те же ошибки, что и при исполнении чжэнтитуй.

Цэтитуй – боковой удар выпрямленной ногой.

Одно из базовых движений шэньцзюйсин туйфа. Встречается в чанцюань. Из исходного положения, показанного на рисунке, выполните движение рукой, находящейся впереди, вниз-к себе, сгибая ее в локте, а другой рукой – вверх, останавливая ее над головой. Одновременно с движением рук ударная нога выполняет прямое маховое движение в сторону, за плечевой сустав, таким образом, чтобы подъем стопы оказался над головой, а колено коснулось лопатки.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image021_39.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="400" height="263 id=">

Примечание. При выполнении удара хоуляотуй типичными являются следующие ошибки: 1) носок ударной ноги не оттянут; 2) опорная нога сгибается в момент удара; 3) после удара нога «роняется» на пол; 4) отсутствует ускорение в последней части удара.

Равновесия

Равновесия (пинхэн) являются важной составляющей комплексов ушу. Помимо современных соревновательных комплексов, пинхэн встречаются в комплексах чацюань, хуацюань, шаолиньцюань и многих других. Принципом выполнения пинхэн является фиксация строго определенного правилами положения тела в неподвижном состоянии в течение определенного промежутка времени. Техника выполнения пинхэн тесно связана с базовым принципом ушу «циндун» (покой и движение).

Общая динамика комплекса состоит из постоянного чередования фаз активного движения и фиксированных позиций, к которым относятся и равновесия. Равновесия являются более сложными фиксированными позициями, чем буфа (кроме дулибу), так как предполагают фиксацию положения при опоре на одну ногу, что требует хорошей координации движения и безукоризненного вестибулярного аппарата. Задача еще более усложняется с включением в современные соревновательные комплексы чжэдин наньду дунцзо – обязательных элементов повышенной сложности, в которых равновесие часто фиксируется сразу после сложных акробатических прыжков с проворотом на 360°, 540° и 720°. Следует добавить также, что равновесия, входящие в чжэдин наньду дунцзо, чаще всего относятся к категории тэцзюйсинпинхэн – длительным равновесиям, которые фиксируются не менее двух секунд, что еще больше усложняет их выполнение.

При тренировке равновесий применяется т. н. «метод дополнительного усложнения», например, фиксирование равновесия на неустойчивой поверхности или поверхности с ограниченной площадью: гимнастическое бревно, мягкие маты, гимнастическая скамья и т. п.

Равновесия подразделяются на пять основных групп:

1. Чжилитисипинхэн – вертикальные равновесия с поднятым коленом;
2. Чжилицзюйтуйпинхэн – вертикальные равновесия с поднятой ногой;
3. Цюйсибаньдуньпинхэн – равновесия в полуприседе;
4. Цюйсицюаньдуньпинхэн – равновесия в приседе;
5. Цяньфу, хоуян, цэцин, ниншэнь пинхэн – равновесия с отклонением корпуса от вертикальной оси.

Вертикальные равновесия с поднятым коленом

Цяньтисипинхэн (дулибу) – равновесие с поднятым вперед коленом. Наиболее часто встречающийся в комплексах ушу вид равновесия. Распространен в чанцюань, наньцюань, шаолиньцюань и других видах. Из положения бинбу поставьте руки на пояс и поднимите ногу, согнутую в колене, на уровень груди. Носок оттянут вниз и чуть развернут внутрь. Голова поворачивается влево. Корпус выпрямлен в грудном и поясничном отделах. Опорная нога выпрямлена в колене.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image023_35.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="300" height="232 id=">

Вертикальные равновесия с поднятой ногой

Цянькунтуйпинхэн – равновесие с поднятой вперед ногой. Встречается в чанцюань и в обязательных элементах повышенной сложности (чжэдин наньду дунцзо). Из положения бинбу поднимите ногу, согнутую в колене, до уровня груди и примите положение цяньтисипинхэн. Выпрямите ногу в колене, удерживая колено на уровне груди. Носок поднятой ноги оттянут и находится на уровне лица. Зафиксируйте позицию.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image025_28.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="350" height="210 id=">

Примечание. Типичными ошибками при выполнении яньшипинхэн являются: 1) выведенная назад нога согнута в колене, носок не оттянут; 2) опорная нога согнута в колене; 3) корпус не прогибается в грудном отделе; 4) корпус не параллелен полу.

Равновесия в полуприседе

Паньтуйпинхэн – равновесие с подогнутой ногой («складка»).

Из и. п. бинбу согните обе ноги в коленях и соедините руки предплечьями в положении шицзышоу. Поднимите согнутую в колене левую ногу стопой вверх и положите ее на колено правой ноги. Корпус выпрямлен в грудном отделе и наклонен вперед. Опорная нога согнута под углом 90°. Руки разведены в стороны ладонями вниз.

Примечание . Типичные ошибки при выполнении упражнения следующие:

1) опорная нога согнута под углом менее 90°;
2) поднятая нога не развернута стопой вверх;
3) корпус не выпрямлен в грудном отделе и не наклонен вперед.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image027_31.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="300" height="189 id=">

Акробатические элементы

Техника выполнения акробатических элементов (депу гуньфань) занимает важное место в системе подготовки спортсменов в ушу. Наряду с общеразвивающей функцией и целенаправленным воздействием на опорно-двигательный и вестибулярный аппараты акробатические элементы исторически были функциональной частью цзибэньгун, т. е. имели прикладное значение.

Некоторые направления и школы ушу придают использованию акробатических элементов в поединке первостепенное значение. Например, дитанцюань, цзуйцюань, дигунцюаньфа, хоуцюань, хуацюань активно используют такие элементы, как цяньбэй, цэкунфань, улунцзяочжу, лиюйдатин. Дитанцюань вообще на 60–80% состоит из акробатических элементов в сочетании с техникой цюаньшу. Неоценимо значение акробатических элементов в поединках саныиоу и туйшоу, где они применяются в качестве элементов самостраховки.

Акробатические элементы в ушу, несмотря на внешнюю схожесть с традиционными акробатическими прыжками и кувырками, имеют и ряд характерных особенностей, обусловленных тем, что они часто выполняются с оружием в руках. Овладение техникой депу гуньфань требует хорошей подвижности суставов и развитого мышечного корсета. Еще одной характерной особенностью акробатики в ушу является то, что все акробатические элементы выполняются на стандартном ковре, а не на пружинящих акробатических коврах и дорожках. Это предъявляет совершенно иные требования к технике их исполнения, в частности к толчку.

Другим характерным отличием является то, что в традиционной акробатике элементы в большинстве случаев являются темповыми. В ушу многие элементы выполняются без предварительного разбега, с места, что усложняет их технику. При разучивании акробатических элементов в ушу широко используются специальные средства: подкидная доска, лонжа, гимнастические маты и т. д. Обязательным является знание тренером основ страховки и самостраховки при выполнении депу гуньфань. На начальном этапе целесообразно посвящать акробатике целую тренировку, добиваясь безукоризненного технического исполнения элементов, и лишь потом можно вставлять депу гуньфань в комбинации движений и комплексы.

Цяньгуньфань – кувырок вперед.

Кувырок вперед выполняется из основной стойки через упор присев. Из исходного положения бинбу опуститесь вниз, согнув ноги в коленях. Перенесите центр тяжести вперед и положите руки ладонями вниз. При постановке на пол руки расслаблять не следует. Прижмите подбородок к груди. Выполните толчок, разгибая ноги в коленях. В момент касания пола шеей и лопатками выполните перекат через спину. Руки снимаются с пола в момент, когда занимающийся касается пола спиной. В момент переката выполняется группировка, колени подтягиваются к голове.

Примечание. Типичные ошибки при выполнении цяньгуньфань следующие: 1) руки ставятся слишком близко к ногам; 2) отсутствует группировка в момент переката; 3) голова касается пола при перекате.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image029_28.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="400" height="114 id=">

Примечание. Типичные ошибки при выполнении хоугуньфань следующие: 1) в момент переката назад корпус не приподнимается на руках; 2) при перекате отсутствует группировка; 3) в первой фазе отсутствует толчок.

Цяньбэй – полусальто вперед (фаныиэньбэйшуай). Часто встречается в дитанцюань, цзуйцюань. хоуцюань. Из положения бинбу выполните толчок правой ногой и мах вверх-назад левой ногой. Корпус наклоняется вперед, подбородок прижимается к груди, руки подкручивают корпус. Выполните переворот в воздухе с приходом на лопатки.

Примечание. Типичные ошибки при выполнении цяньбэи следующие: 1) отсутствует момент группировки при перевороте; 2) недостаточно сильный мах левой ногой.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image031_29.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="350" height="331 id=">

Техника движений руками

Удары кулаком

Чунцюань – прямой удар кулаком.

В той или иной форме встречается во всех направлениях ушу. Различают два основных положения кисти в чунцюань: лицюань – кулак в вертикальном положении и пинцюань – кулак в горизонтальном положении. И в том, и в другом положении удар наносится лицевой частью кулака – цюаньмянь. Из исходного положения ноги на ширине плеч руки в положении баоцюань тыльной частью кулака вниз выведите руку по прямой линии вперед, одновременно разворачивая корпус в пояснице и распрямляя ее в локтевом суставе. В конце удара, в момент приложения силы, кулак резко проворачивается вокруг своей оси тыльной частью вверх. Повторите движение правой рукой, одновременно отводя левую в исходное положение.

https://pandia.ru/text/78/439/images/image033_30.gif" alt="http://wushu.pp.ua/images/stories/muzrukov/.gif" width="250" height="245 id=">

Примечание. Типичными ошибками при выполнении цзяцюань являются отсутствие полусгиба в локтевом суставе и отсутствие проворота предплечья.

Пицюань – вертикальный рубящий удар кулаком в сторону. Из исходного положения ноги на ширине плеч левая рука выполняет движение снизу вверх по дуге направо, проворачиваясь в предплечье тыльной стороной кулака к себе, через сторону, через разгиб в локте, наносится удар основанием кулака сверху вниз-влево на уровне груди.

DIV_ADBLOCK316">

Примечание. Типичной ошибкой при выполнении цзацюань является слабый звук при ударе кулака по ладони.

Особенности отработки комплексов

Комплексы (таолу ) являются основой ушу и представляют собой совокупность соединенных в комбинации (цзухэ) базовых элементов (цзибэнь дунцзо), делящихся в соответствии со структурой комплекса на определенное количество частей (дуань). Структурной единицей комплекса является форма (ши): несколько движений, объединяемых общей функцией, например: блок-удар, захват-контратака и т. д. Исполнение комплекса на соревнованиях является кульминацией тренировочного процесса, конечным итогом и результатом всей работы спортсмена и тренера.

Комплексы ушу являются избранными соревновательными упражнениями – целостными действиями, максимально приближенными к условиям реальных соревнований. Тренер должен различать соревновательные упражнения и тренировочные формы. Соревновательные упражнения моделируют условия соревнований по ушу в полном соответствии с правилами, а тренировочные формы упражнений, совпадая с ними по цели, отличаются режимом выполнения и содержанием. Таким образом, тренировка комплекса целиком представляет собой соревновательное упражнение, в то время как отработка комбинаций элементов, комплекса по частям, половины или полутора комплексов являются типичными тренировочными формами упражнений.

Значение тренировки комплекса в целом в тренировочном процессе трудно переоценить, так как только этот метод позволяет смоделировать всю совокупность физических требований, предъявляемых к спортсмену в ходе соревнований по ушу, и скорректировать тренировочный процесс. Исходя из этого, тренер должен понимать, что тренировка комплекса является обязательной частью тренировочного процесса, поскольку не может быть заменена другими методами тренировки. В то же время, этот метод должен применяться достаточно редко, поскольку предъявляет к организму спортсмена максимально высокие требования.

Прежде чем приступать к отработке комплексов, спортсмен должен в совершенстве овладеть техникой выполнения базовых элементов и их комбинаций. Для этой цели в процессе подготовки к изучению комплексов тренер выделяет из структуры комплекса отдельные комбинации и включает их в отработку базовой техники с целью выработки у спортсмена специфической мышечной памяти. После того как отдельные комбинации, входящие в комплекс, освоены, тренер объединяет их в части разной длины, которые впоследствии объединяются в комплекс. На этапе отработки частей комплекса и комплекса целиком в подготовке спортсмена появляется такой критерий, как выносливость. Именно тренировке выносливости следует уделять особое внимание в планировании тренировочного процесса. Выполнение отдельных элементов и их комбинаций требует кратковременного усилия, в то время как непрерывное выполнение сложнейших движений на протяжении полутора минут требует мобилизации всех внутренних ресурсов организма.

Наиболее типичным тренерским просчетом, и не только в ушу, является оценка соревновательного потенциала спортсмена, исходя из уровня технического мастерства. Однако в условиях соревнований, которые сами по себе являются мощным стрессогенным фактором, преимущество будет не за самым техничным спортсменом, а за спортсменом с наиболее устойчивой психикой, обладающим большей выносливостью. Исполнение сложного координационного элемента в четвертой – последней – части комплекса на соревнованиях разительно отличается от его исполнения на тренировке, в режиме отработки индивидуального элемента. Часто приходится видеть, как на разминке перед выступлением спортсмен привлекает к себе внимание окружающих безукоризненной техникой и высокими прыжками, а во время выступления на ковре буквально «разваливается» из-за недостатка выносливости, допуская ошибки в самых простых движениях.

Крайне важным фактором успешного выполнения комплекса на соревнованиях является и артистизм спортсмена, его умение продемонстрировать цзиньшэнь – боевой дух, отражающий функцию ушу как боевого искусства. Этой черты, присущей родоночальникам ушу – китайцам, часто недостает спортсменам из других стран, что делает их выступления похожими на гимнастику, без характерной для ушу эмоциональной окраски.

Комплексы в системе спортивного ушу подразделяются на технические уровни. К первой группе относятся упрощенные комплексы чанцюань для групп начальной подготовки – чанцюань цзичу таолу . Эти комплексы как раз для первого этапа обучения.


Боевое искусство УШУ

Термин «ушу» в переводе с китайского означает «боевая (или воинская) техника (или искусство)». Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн» (которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники, «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из эих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Шицзин», датируемой XI-XII веками до нашей эры).

Боевое искуство УШУ (Китай)


Боевое искуство УШУ (Китай)



Основные задачи УШУ

Основными задачами ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.


Боевое искуство УШУ (Китай)


Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки «саньда» (что означает «рассеянные удары», т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в ушу не входят.
Стили и школы УШУ


Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).


Легенды о создателях школ УШУ

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.



Три крупных центра УШУ

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шао-линьского, уданского и эмейского.


Уданское направление

сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «дай», то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-яни пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.


Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых «звериных» стилей, характерных для всех направлений ушу.


Система доктора Хуа То

Первый из дошедших до нас трактатов ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений… В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».


Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии «ци» по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; дие-тологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.


Мягкий стиль

Почему же уданский стиль ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.


Основные принципы всех мягких стилей

удан-ского направления сводятся к следующему.

Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
Плавность и округлость движений.
Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее.
Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.


Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жёсткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии! Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.



Схемы движений в тао

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим» числам. Все тао различных школ уданского ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм «Книги перемен». Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

В уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают…


Идущему впереди тех, кто; слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность… хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

Шаолиньское направление

Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

История

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йогачара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.


Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань («чань» по-китайски то же самое, что «дхьяна» на санскрите - «медитация»). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания ушу, упорной физической тренировки тела как «вместилища духа».


Трактаты кулачного боя

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов…» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое мест занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они вошли в арсенал почти всех школ ушу, но под разными названиями. Вот лишь некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков», «72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или дьявольская рука».


Точное знание анатомии

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве айки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей «Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».


Стиль «Тигра»

как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле «Дракона» сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль «Леопарда

» основан на умении накапливать упругую силу и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется

нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю «Змеи»

присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место.

Стиль «Журавля»

характеризуется oсобой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.


Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусство управления энергией

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей…

На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу. Сложной акробатикой наполнены стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.


В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта ушу.

Пять больших южных школ ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шао-линя.

Третье направление в народном ушу - эмейское

Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.



Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

История мастера «Волшебная нога»

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.


Стиль Ду-мэнь

связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь

отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».


Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.





1. Косвенный фактор: зависит от того, каким стилем ушу вы занимаетесь т.к. боевая эффективность стилей ушу разная.

Если говорить про стили, которые заточены на реальный бой, то к ним можно отнести например: мегастиль тунбейцюань (стиль сквозной подготовки), танланцюань (стиль богомола) несколько стилей практикующих в Шаолиньском монастыре, синицюань (кулак формы и воли), стиль чень тайцзицюань, бацзицюань… Но стоит отметить, что отдельно взятый стиль может иметь несколько трактовок, из-за того, что развивается разными людьми или в разных провинциях. Подобные ответвления, так же отличаются по боевой эффективности, но как правило не значительно. Например бацзицюань семьи Ма, и Каймень Бацзицюань. Более того, существуют совершенно разные стили имеющие одинаковое название.

Характеристика прикладных стилей ушу
Отсутствие высоких ударов ногами, акробатических элементов и других зрелищных движений. Удары в связках короткие, быстрые и мощные, с резким выбросом силы. Броски и сваливания как правило выполняются после серии ударов, завершая атаку. Удары ногами наносятся не выше поясницы. Перемещения в основном прямолинейные. Блоки не редко выполняются с продвижением на противника. Часто используются логически продуманные серии из 2-5 ударов, где особую роль играет момент входа в прием и подготовка финального воздействия на противника.

Такая техника рассчитана на готовность молниеносно реагировать на изменения со стороны противника, на экономию энергии, навязывание противнику действовать по конкретному сценарию и максимальное причинение вреда минимальными действиями.

Кроме этого, в боевых стилях часто присутствуют уникальные удары требующие филигранной отработки и точности. Например ударить в висок в обход блока, или уронить противника в ближнем бою, выполнив короткое движение бедром.

2 . Эффективность применения техники ушу зависит от степени ее натренированно сти
Работает или не работает техника зависит от того, насколько она «осела», насколько она освоена. Можно с успехом заниматься коллекционированием приемов и различных техник, дубасить кулаками по воздуху, но так и не суметь применить их в реальной ситуации.

В этом деле особую роль играет парная отработка приемов, их адаптация к реальным боевым ситуациям. Соревновательный момент и проведение поединков в полный контакт и тренировка волевых качеств так же играют важную роль.

При парной наработке связки отрабатываются сначала медленно, затем на предельных скоростях. Кроме этого изучаются и отрабатываются исходящие из приема вариации. После этого количество сценариев в которых может быть применена связка увеличивается на 30-40%.

Точность и силу ударов отрабатывают на лапах и боксерских грушах. Заучивают технику и осуществляют с ней так сказать «первое знакомство» посредством тао – комплексов формальных упражнений. Способность противостоять мощным соприкосновениям с противником во время поединков – при помощи жесткого цигуна и методик типа «железной рубашки». Растяжка и укрепление связок, – эти качества нарабатываются в частности по средством дыхательных гимнастик, например «Ицзицзинь» – трактата о преобразованиях в мышцах и сухожилиях.

Если сильно не замыкаться в рамки только китайских методик, то для улучшения натренированности можно включать элементы йоги, кроссфита, функционального тренинга и т.д. Но нужно делать все с умом, грамотно адаптировать методы и не забывая при этом о главной цели. И все же, ушу остается самодостаточным единоборством. В нем есть все.

Таким образом эффективность применения техники ушу зависит от комплексного подхода к тренировочному процессу и того насколко правильно и тщательно вы тренирвуетсь. Все логично.

3. Творческий подход
Отдельный прием разрабатывается для совершенно конкретного действия со стороны противника, против конкретной атаки и некоторых ее вариациях. Но если применять технику только в чистом виде, то скорее всего такой подход приведет к поражению т.к. он не позволит выйти за рамки конкретного стиля, а это необходимо делать, т.к. противник может действовать как угодно. Например вы привыкли атаковать руками, а ему привычней использовать ноги… Тут важно не зацикливаться и расширить привычную манеру вести поединок, стараться адаптировать отработанную технику к действиям противника. А так же см. пункт 4.

4. Общие принципы
Невозможно напридумывать техники на все случаи жизни. И выучить все это было бы тоже нереально. Поэтому эффективность применения техники в ушу зависит и от того, насколько человек понимает общие моменты.

Например принципы выброса силы, контроль и механика работы тела при нанесении ударов, принципы накопления усилия, психология поединка и т.д. Понимание этих вещей делает любую, даже не очень богатую технику универсальной и способной работать против разных соперников и разных направлений единоборств.

Выводы
Возможно бойцу ММА тяжело поверить в эффективность удара ладонью или хитроумного захвата. Иной боксер посчитает, что он остановит любого парой опережающих ударов в голову. Человек, увлеченный тайским боксом вряд ли будет использовать медленные перемещения для тренировки контроля своего тела, как это делают в том же тайцзи.

Серьезные же практики ушу и других единоборств придерживаются следующих мнений:

– в реальном бою эффективно будет любое движение, если: оно наработано, если выполнено «10 000 его повторений».

– ты должен быть готов выйти за рамки конкретной техники, например за рамки конкретного стиля ушу или вида единоборств, необходимо научиться понимать общие принципы ведения поединка и применения техники

– не увлекайся коллекционированием приемов, занимайся поиском того, что в бою работает эффективно именно в твоем исполнении.

– тренируй стойкость характера

Часто можно услышать как, те, кто только начинает заниматься различными направлениями единоборств пытаются выяснить что круче: ушу или айкидо, карате или джиу джитсу, боевое самбо или капоэро? Начинающие последователи различных стилей ушу сравнивают их между собой. Наверное в этом нет ничего предосудительного. Однако, важно приступать к обучению имея здравые рассуждения и понимать:

– У какого наставника ты занимаешься и чему он может тебя научить?
– Над какими личностными качествами тебе необходимо работать?
– Каковы цели твоих занятий?
– Каков тренировочный план в ближайшей и далекой перспективе?
– Какая техника удобней для твоей физиологии, т.е что будет работать лучше?
– Как сочетать технику из разных стилей ушу или направлений единоборств в поединке?
– Как построить личные тренировки и выдержать намеченный тренировочный режим?
– Какие вопросы возникают в ходе тренировок и есть ли рядом профессионал, который сможет грамотно на них ответить?
– Над какими элементами стоит поработать в ближайшее время: улучшить растяжку, улучшить физическую форму, подкачать определенные группы мышц, отработать тот или иной прием или удар и т.д.

Пожалуй вот об этом и стоит думать. Тогда вопрос об эффективности ушу отпадет сам собой. Вы изо дня в день будете улучшать свое мастерство и качество применения изученной техники. Вы поймете, что важен и сам процесс, который воспитывает и развивает ваши лучшие качества, и который ведет вас к мастерству, т.е. к тому, чтобы суметь применить технику в нужный момент, адекватно ситуации и на пределе своих возможностей.

Те люди, которые хотят быть готовы к бою с любым противником или противниками, уклониться от любого удара или атаки, не зацикливаются на какой то одной технике, стиле или виде единоборств. Они занимаются тем, что изучают самую разную технику, пробуют различные тренировочные методы, ищут достойных наставников и берут все то, что помогает построить грамотные тренировки и быть универсальными бойцами. И изо дня в день тренируются, тренируются, тренируются…

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Многие люди сегодня посещают финтес-центры либо занимаются йогой, однако это дорогое удовольствие, а ушу оздоровительная гимнастика только набирает популярность в противовес другим видам гимнастики.


Оздоровительная гимнастика Ушу для начинающих

Это , которой занимаются многие женщины, мужчины, стремящиеся восстановить здоровье, а также развить и укрепить физическую, духовную энергию. Занятия ушу проводятся в проветренной комнате и длятся не меньше одного часа. Кроме того, в помещении должно быть больше свободного места для занятий.

Техника ушу для начинающих

Изначально ушу появилось в древнем Китае, однако изначально оно относилось к виду боевых искусств, которым занимались лишь взрослые. Тем не менее, сейчас ушу используют в качестве гимнастики, который укрепляет тело в физическом, а также духовном плане. Есть много различных программ, разработанных для начинающих.

По мнению сторонников, гимнастика ушу помогает избавиться от множества заболеваний. Регулярные тренировки помогают улучшить работоспособность опорно-двигательной системы, включая работу как сердечно-сосудистой, так и дыхательных органов.

Поначалу тренировки проводятся в медленном темпе и с небольшим количеством повторов, далее постепенно усложняются.


Техника ушу для начинающих

Заниматься гимнастикой необходимо на голодный желудок. Представительницам прекрасного пола не рекомендуется выполнять много сложных упражнений, оказывающих большую нагрузку на организм.

Китайцы считали, что ушу развивает способности, необходимые для выживания в экстремальных условиях и ситуациях, когда надо быстро принять решение и действовать.


Секреты ушу для занятий в домашних условиях

Помимо этого, это искусство помогло вскоре восстановить силы организма, раскрыть его потенциал, а также оздоровить человека. Множество лет секреты ушу передавались из одного поколения в другое, и эти секреты находились в рамках одной семьи.

В сравнении с иными восточными учениями, ушу имеет ряд особенностей:

  • подобранные физические прекрасно укрепляют мышцы, растягивают сухожилия, а также суставы взрослых гимнастов;
  • тренировки улучшают работоспособность сердца, в том числе дыхательных органов;
  • благодаря тренировкам развивается опорно-двигательная система, формируется правильная осанка;
  • выполняя специальные движения на тренировках, гимнаст избавляется от усталости, а также от стресса.

Выполнять следует в медленном темпе и плавными движениями, чтобы избежать растяжений. Чтобы достигнуть максимального успеха от тренировок, следует соблюдать ряд простых правил:

  • уроки лучше проводить утром или вечером, но перед обедом или ужином;
  • не рекомендуется выполнять гимнастику при чувстве сильного голода либо большой сытости;
  • одежда должна быть свободной и из натуральной ткани;
  • во время тренировок лицо должно смотреть на север;
  • проводить урок следует как минимум два раза в неделю;
  • в процессе занятий стоит правильно рассчитать свои силы и возможности, избежав больших нагрузок.

Основой тренировок являются , тренирующие выносливость, а также . Основной задачей гимнастики является укрепление суставов, мышечных масс, поддержание их в тонусе.


Гимнастика ушу для тренировок дома

К тому же, не так сложны, как кажутся на первый взгляд, и их выполнение можно проводить дома.

Итак, гимнастика ушу для начинающих состоит из нескольких простых упражнений:

  • Стойте прямо, а ноги поставьте шире, затем вытяните одну руку прямо, а вторую — назад. Начинайте спокойно двигать руками сначала вперед, потом назад. Выполняйте упражнение 20 раз.
  • Стойте прямо, а ноги поставьте шире, затем согните руки, пытаясь выполнять движения, что при беге. Выполните около 50 раз.
  • Стойте прямо, затем поднимите левую ножку, согнув в коленке, при этом носочек направлен к полу. Далее поднимите правую ручку вверх, ладонью верх. Данное упражнение является статическим. Оставайтесь в таком положении пару минут. Затем повторите тоже самое упражнение с другой, но с ноги.
  • Также, стойте прямо, а ноги шире, вместе с тем расстояние между вашими ногами должно составлять не менее метра. Далее приседайте таким образом, чтобы ягодицы были на одной линии с коленками. Выполняя данное упражнение необходимо принимать неподвижную позу. Надо оставаться в такой позиции приблизительно 7-10 мин.

Одним из видов китайских единоборств является ушу-саньда, известный еще с древних времен. Слово «саньда» означает свободный поединок, т. е. в данном виде спорта разрешается все — удары руками и ногами, а также броски, захваты, в том числе заломы.


Ушу саньда и видео школа уроков

Занятия ушу можно увидеть на видео в интернете. Есть профессиональный, а также спортивный ушу-саньда. Первый применяется в качестве рукопашного боя, а вторая проводится в специальной защитной экипировке — шлем, перчатки и т. п.

В школах боевых искусств, где преподают ушу, детей учат главным образом, философии, культуре, а также искусству, но не драке. Цель таких школ — помочь родителям в воспитании в детях личности, которые будут сильны духом, а также здоровы и имеют моральные ценности.

Ушу для детей в федерации гимнастики

Выбирая для ребенка спортивную секцию стоит обратить внимание на то, какие качества в ребенке вы хотите раскрыть. Ушу помогает не только ускорить физическое развитие ребенка, но и умственное. К тому же, федерация традиционного, а также спортивного ушу проводит тренировки не только с детьми, но и со взрослыми.

Сегодня многие люди, при слове УШУ зачастую представляют абсолютно разное наполнение. Для кого то это движения из старых фильмов 80-х и 90-х, когда на пике популярности были такие фильмы как «Хон Гиль Дон», различные киноэпопеи про противостояние ниндзя и Шаолиня, да всего и не перечислить! А для кого-то это оздоровительные движения, так красиво и медленно выполняемые пожилыми людьми в парках. Многие видят в этом систему спортивного боя, эффективную и опасную, а есть те, кто упражняется в высокоакробатических элементах, тренируя сальто и прыжки с поворотом на 360 и 720 градусов…

Мы даже провели специальный опрос, где задавали вопрос: «А что такое УШУ???» Передачу с данным опросом можно посмотреть на нашем канале ютуба прямо здесь:

На самом деле все просто. Если вы хотите заниматься данным искусством, или, возможно, хотите отдать ребенка на УШУ, то вам однозначно надо понимать чему можно научиться в той или иной секции.

Например, человек, насмотревшись на прекрасно подготовленного бойца Забита Магометшарипова, выходца из УШУ, одного из лучших бойцов UFC, идет заниматься в секцию УШУ. Но по воле случая он попадает туда, где занимаются совершенно другим направлением. Как минимум этот человек через некоторое время будет разочарован… Или если кто-либо ищет оздоровительные методики, но попадает в секцию, где тренируют спортивный поединок — результат явно будет отрицательный. И возможно, полностью разочаровавшись, люди больше не вернутся в это прекрасное искусство.

Чтобы такого не приключилось, необходимо изначально понимать как свои цели, так и те направления, которые предлагает УШУ. И в таком случае разочарованных не будет! Ибо все, что вы хотите, вы однозначно найдете в данном искусстве! Главное прийти в правильное место!

Давайте, наконец-то, уже и подойдем к развязке в данном вопросе.

А истина заключается в том, что на сегодняшний день УШУ не представляет собой некое единое пространство. Как уже говорилось, эволюционным путем оно разделилось на 3 большие направления.

Начнем по порядку.

Помните старые фильмы, которыми был наводнен кинематограф, где встречались в бою монахи с ниндзя, летающие воины отбивали тысячи стрел, а исчезающие и телепортирующиеся бойцы вообще поражали наше воображение!? Если не помните, то посмотрите фильмы «Хон Гиль Дон», «Ниндзя против Шаолиня» и др…

Да и современный кинематограф не стоит на месте. Для того, чтобы быть актером в фильме в роли бойца кунгфу или другого стиля нужна определенная подготовка. Насколько красочно снимаются моменты поединков, какие крутые приемы делают герои…

А ведь это и есть первое направление — спортивное таолу. Это то направление, которым в Китае в недалекие времена пытались заменить все УШУ. Какие причины данных итераций? Сейчас мы рассматривать не будем. Факт остается фактом — во время так называемой культурной революции было практически вырвано с корнем все, что касается традиций и настоящей воинской подготовки; все, что было связано с ушу как цельной системой подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения, основываясь на понятиях воинской морали .

Но любовь к ушу у людей удалить не получалось и мудрое руководство ЦК Партии КНР решило вопрос кардинально — было создано УШУ для народа, его даже назвали ГОШУ, что означало Государственное искусство!

Были созданы специальные стили, особенностью которых был артистизм и умение красиво двигаться. На сегодняшний день это направление настолько развилось в своей специализации, что спортсмены нарабатывают невероятные головокружительные акробатические элементы. Уровень владения телом вырос до колоссальных высот. Сальто и прыжки, скорость и артистизм здесь на высоте. А что еще нужно для кино?

Но и сама эта система стала действительно самодостаточной чтобы совершенствоваться в ней. Профессионалы в данном направлении реально поражают своей координацией, прыгучестью и акробатикой.

Вот именно отсюда мы имеем спортивное таолу. Это система подготовки, где основной целью тренировок является обучение прихода в стойки, наработке красивых читаемых движений, формированию красивых четких форм рук и ног. Однако в боевом плане, все не так красиво. И нужно четко понимать: это не обучение сражаться — это обучение красиво показать.


И здесь мы плавно переходим ко второму направлению — это диаметрально противоположные цели и тренировки. Название данной ветки УШУ — .

Саньда — это как раз система спортивного поединка, где основой подготовки является тренировка тайминга, умение наносить удары, перемещаться и работать против живого противника на ринге или специальном помосте. Здесь эффективность в бою 1 на 1 является основой тренировочного процесса. Именно эффективность ставится превыше артистизма и красоты движений. Это подготовка бойца.

По сравнению с разделом спортивного Таолу здесь совершенно другие движения, другие перемещения, другая работа тела. Это как 2 конца одной ооочень длинной палки.

Чем более профессионально вы занимаетесь любым из этих направлений, тем дальше от середины палки вы отодвигаетесь к краю. Вы никогда не сможете держаться за 2 конца одновременно.

И зачастую люди, которые занимаются, к примеру, спортивным таолу, глядя на саньдаистов попросту говорят: «Да это же не УШУ вообще!» И наоборот. Те, кто занимается саньда, часто вообще не понимают что делают спортсмены в разделе спортивного таолу…

А на самом деле это всего лишь 2 разных направления, в которых можно совершенствоваться очень долго. И в каждом из них можно добиться потрясающих результатов! Только надо четко понимать свои цели и то, какие цели преследует выбранное направление.

И здесь мы переходим к третьему разделу, к тому, из которого и вышли первые два. Это корень или, так сказать, связующее звено.

Это традиционное УШУ или, лучше сказать, традиционные стили УШУ . Это те знания, которые накапливались Мастерами и передавались из поколения в поколение, отбирая наиболее эффективные и лучшие техники. Основой тренировок в данном направлении является, безспорно, эффективность. И здесь мы видим схожесть направления Саньда, которое взяло эффективность за основу тренировочного процесса.

Однако, говоря об эффективности, следует сказать, что, эффективность в традиционных направлениях связана далеко не только с умением вести бой с одним или несколькими противниками. Эффективность касается также и оздоровительных практик. Техники приведения сознания в спокойное и уравновешенное состояние также занимают значимое место в передаче традиций.

Все эти техники направлены на саморазвитие и воспитание в человеке необходимых моральных, этических и, конечно же, физических качеств.

Ибо человек, обладающий знаниями боевых искусств, но не впитавший в себя моральные ценности Удэ, может быть очень опасен для общества.

Поэтому традиция — это то место, где до сих пор сохраняются отношения Учитель-Ученик, проходит посвящение в последователи и хранители традиций стиля. И все в точности так как в книгах о древних героях-Мастерах, которыми зачитывались все ребята в детстве.

Благо в последнее время Китайское правительство одумалось и стало возрождать традиционное УШУ. Однако утеряно очень много. Но всетаки остались Мастера, которые смогли создать как спортивное УШУ Саньда, так и сохранить традиционные знания. Сегодня они, как и десятки лет назад, бережно передают их тем, кто готов их принять.

Не обошлось, конечно, без проблем. Популярность низкосортных фильмов 80-х годов породила множество школ, где за мастерство выдавалось откровенная подделка. Что и произошло во всем мире и на постсоветском пространстве в том числе. Мы имели громадное количество школ, называемых «семейными» или «клановыми», или еще как нибудь. Однако, в лучшем случае, создатель таких школ имел небольшую подготовку в каратэ, спортивном ушу таолу, возможно боксе… Так как не было возможности проверить откуда у него знания, то все очень просто закрывалось словами типа: «мне это передал сам Мастер»…. Да и сами «Мастера», даже если они были азиатской внешности, зачастую были так сказать самоназванными «хранителями клановых и семейных традиций»… Последователи тратили годы, десятки лет на изучение таких сокровенных практик. Результат прост. Его просто нет. И, к большому сожалению, на сегодняшний день еще масса таких школ и мастеров, которые выдают свой самодел за настоящее кунгфу. Но это уже отдельная тема.

Это все очень негативно сказалось и до сих пор сказывается на действительно великом искусстве УШУ. Незнание и непонимание основ и базы стилей приводит к изменениям в самом тренировочном процессе. А непонимание целей и задач приводит вообще к самым плачевным результатам.

Именно поэтому традиционное направление является наиболее сложным. В действительности именно здесь происходит слияние казалось бы невозможного — красоты и эффективности. Ведь красота также является одним из атрибутов УШУ. Только насколько эта красота разнится с привычной для нас — об это узнаем из другой статьи.

Вернемся же к стилям. На самом деле существует не бесчисленное их множество. И даже не тысячи и тысячи, а всего 129 стилей, традиционность которых подтверждена в ходе многолетних исследований в самом Китае. Это было сделано специально для того, чтобы постараться оградить истинно традиционное направление от шарлатанства.

На самом деле во всем мире не так много настоящих специалистов в традиционных стилях. Однако все они чтят и хранят традиции, и точно также, как и много веков назад, передают знания своим ученикам. Так что найти настоящего Мастера в традиционном направлении реально намного труднее, чем тренера в спортивных направлениях. А стать посвященным учеником или хранителем традиций является задачей очень трудновыполнимой. Слишком уж высокие требования предъявляются к кандидатам.

Итак, что же мы имеем в итоге?

А то, что прежде чем пойти заниматься УШУ, нужно четко понять какие цели вы преследуете. Затем нужно понять какое из направлений преподают в той школе, куда вы обратились. Не надо стесняться задавать вопросы тренеру. Важно понять какое направление практикуется в данном месте.

А практиковаться может только следующее:

  1. Спортивное таолу , куда относятся специально созданные стили Чаньцюань и Наньцюань. Также спортивные комплексы с оружием, длинным или коротким. Все это выступления, специально подобранные для соревнований, отличающиеся сверхчистотой движений, красочностью и высокой акробатикой на серьезном уровне подготовки.
  2. Искусство спортивного поединка . Это техника свободного боя на специальном помосте или на ринге по определенным правилам, которые на самом деле во многом и отличают данное направление от других смежных видов единоборств. Данное направление характеризуется высокой эффективностью и довольно широким разнообразием техник боя.
  3. Традиционные стили УШУ , где вам предстоит изучить настоящий стиль воинского искусства, пришедший из глубины веков и сохранивший все элементы эффективности касаемо боя, оздоровления и практик для развития сознания. Здесь вам предстоит кропотливая работа над базой, изучение комплексов разной направленонсти — как боевой, так и оздоровительной. Это, пожалуй, самое сложное направление. И здесь больше всего подводных камней. Так или иначе, приготовьтесь к кропотливому труду.

Следует отметить, что время соревнований наложило отпечаток и на традиционные стили. Практически в каждом стиле есть специфические комплексы, которые изучаются специально для соревнований. Они уже больше похожи на спортивное таолу. Потому что, в большинстве случаев, для удобства оценки их формируют так, чтобы они походили на спортивные. Конечно, в боевом плане здесь не все движения могут быть применимы. Это также следует помнить, если вы приступаете к изучению традиции.

Также существует очень сложный вопрос о том, насколько вообще методика изучения комплексов таолу является эффективной. Но это также тема для отдельной статьи!

Как можно видеть, УШУ сегодня позволяет найти нужное направление КАЖДОМУ из нас! Так что не раздумывайте и приходите на тренировки! Ибо сколько бы мы ни читали, сколько бы ни обдумывали… ничто не заменит реальных занятий!

А видео с ответом на вопрос — что такое УШУ для современного человека можно посмотреть здесь:

Новое на сайте

>

Самое популярное