Домой Все о беге Картотека «Разминки, двигательных игр и упражнений. Игры разминки. Игры-минутки

Картотека «Разминки, двигательных игр и упражнений. Игры разминки. Игры-минутки

Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок: тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован и т. д.

Упражнение может проводиться в нескольких модификациях.

1. Каждый из членов группы выходит перед группой(важно, чтобы его видели все и он

видел всех, поэтому круговое расположение участников группы в данном случ неэффективно; лучше разместиться полукольцом или шеренгой) и дарит подарок всем сразу.

2. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа. Тот невербально или коротким эмоциональным возгласом благодарит его, после чего дарит уже другой подарок своему соседу справа.

3. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа, а тот должен показать, что он

Если тренер сочтет нужным, он может уточнить у участников, что за подарок они передавали и правильно ли адресат подарка понял, что именно ему было презентовано.

«ХЭЛЛО, БОНЖУР, ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ»

Чтобы групповое приветствие по утрам было веселым и бодрым и задавало«карнавальное» настроение (если того требует программа дня), можно использовать слова приветствия на различных языках.

Каждый из участников должен поприветствовать своих соседей справа и слева на каком-либо иностранном языке (good morning, guten Morgen, bonjour и др.).

Как вариант: члены группы в свободном режиме бродят по аудитории, здороваясь друг с другом за руку и произнося свое приветствие.

Клаус Фопель предлагает тренеру заранее под-готовиться к этому и запастись карточками с на-писанными на них приветствиями, чтобы участники могли вытянуть одну из карточек и воспользоваться подсказкой.

США, Великобритания: «Good morning»; «Hi».

Италия: «Воn giorno».

Испания: «Buenos dias».

Франция: «Bonjour».

Эстония: «Теге».

Литва: «Labas ritas».

Израиль: «Shalom».

Гавайи: «Aloha».

Индия: «Namaste».

«ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»

Каждый из участников должен поздороваться с груп, продемонстрировавой какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие(помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное(пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и.дрОстальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке- по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

«ПРИВЕТСТВИЯ ХОРОМ»

Для этого упражнения можно воспользоваться одним из описанных выше сценарие вербального или невербального приветствия. Разница будет лишь в том, что озвучивать приветствие или демонстрировать приветственный жест будет не один человек, а пара или тройка.

Эти малые группы можно образовать по территориальному принципу, объединив занявших соседние стулья, либо сформировать группы из тех, кто меньше всего общался в предыдущий день или вступал в какие-то конфликтные или антагонистические отношения, либо выбрать для объединения в группу тех, кого планируется задействовать в следующем упражнении (например, ролевой или деловой игре) именно в таком составе.

Группам можно дать десять-пятнадцать секунд на размышление, затем они по очереди приветствуют других своих коллег.

«ЕЖЕДНЕВНЫЙ РИТУАЛ»

Если тренинг продолжается более двух дней (особенно если эти дни идут не друг за другом, а с перерывами), имеет смысл придумать и использовать ритуал, который открывал бы каждый

новый тренинговый день. Тренер может предложить группе придумать такой ритуал

самостоятельно или предложить один из имеющихся у него вариантов. Это могут быть как слова - приветствие или речевка хором, последовательное проговаривание более развернутого текста, когда за каждым человеком закреплено конкретное,словотак и невербальное действие - например, рукопожатие каждого с каждым. Такие коллективные ритуалы повышают сплоченность группы и «якорят» рабочий настрой.

Возможно продумывание двух взаимосвязанных ритуалов - утреннего и вечернего, которые будут символическим началом и концом работы группы, открытием и закрытием (скажем, начало дня можно знаменовать раскрывающим движением рук- наподобие «проходите, гости дорогие», а конец дня - смыканием ладоней на манер восточного «спасибо» или западного «мы вместе»).

«СОВМЕСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ О БУДУЩЕМ ИЛИ БЫЛОМ»

Этот вариант приветствия представляет собой модификацию известного разминочного упражнения, когда участникам группы предлагается по кругу сочинять сказку: каждый поочередно вкладывается одной фразой, а сидящий справа должен развить мысль и фабулу в следующем предложении.

Для того чтобы связать это упражнение с темой тренинга, ведущему необходимо продумать задание. Это может быть рассказ о предыдущем дне: «Вчера мы делали то... А потом это... И добились таких результатов...» Или формулирование целей на день грядущий: «Сегодня мы станем более успешными... информированными... активными...» (тоже своего рода групповая аффирма-ция). Или более сюжетный рассказ, соотнесенный с проблематикой тренинга («Лебедь, рак и щука после тренинга командного взаимодействия»; «Вершки и корешки от лучших переговорщиков»; «Про ассертивного Крошку Енота» и др.).

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.

«РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ»

Для этого упражнения потребуются рецепты приготовления вкусных блюд. Тренер может подготовить карточки с рецептами самостоятельно или попросить участников захватить их из дома. Рецепты должны быть аппетитными и включать не меньше 7-8 ингредиентов.

Участники разбиваются на подгруппы по3- 4 человека, каждой из подгрупп методом жеребьевки достается один из рецептов.

Рецепт должен быть итогом коллективного творчества и устраивать всех членов подгруппы.

В состав рецепта может входить все что угодно. Клаус Фопель приводит в качестве примера такой рецепт: «Берем 20 интересных участников, килограмм обязательности, сто граммов опыта, обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия...»

На подготовку рецепта подгруппам дается 10 минут; после того как все рецепты будут сформулированы, они зачитываются всем участникам.

В ходе обсуждения игры тренер может сделать акцент на том, что какие-то «ингредиенты» повторялись у всех или у большинства групп(естественно, что «участники» как ингредиент не учитываются - они, скорее всего, будут у всех групп. А если вдруг не будут - это вполне

может стать предметом заинтересованного обсуждения). Или на пропорциях этих ингредиентов.

В конце дня можно вспомнить детали этой игры. Скажем, проанализировав, какой из рецептов оказался самым похожим на то, что реально происходило в группе. Или каким-то образом приготовить прямо на заключительном шеринге блюдо, напоминающее этот рецепт.

«ЗДРАВСТВУЙ, УВАЖАЕМЫЙ...»

Упражнение идеально подходит для второго дня тренинга. В процессе его выполнения участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах даже на второй-третий день. Также упражнение настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе.

Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника- поздороваться со своим соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый... (имя соседа)» и выполнив какое-либо

движение (жест). Следующий участник здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Сложность задания заключается в том, что жесты не должны повторяться.

Это упражнение, так же как и предыдущее, хорошо проводить на второй день тренинга. Оно дает участникам возможность быстро включиться в тренинговую работу и получит дополнительную информацию друг о друге. Но предлагать его группе можно только тогда, когда тренер уверен, что все запомнили имена друг друга. Смысл этого упражнения теряется в том случае, если участники тренинга давно знакомы друг с другом. В многочисленных группах желательно разбивать участников на две команды.

Один участник отходит от всех остальных на некоторое расстояние и поворачивается к ним спиной. Участники в произвольном порядке задают добровольцу любые интересующие их вопросы, на которые тот должен ответить, но перед этим назвав имя участника, задавшего вопрос. То есть задача ведущего игрока - по голосу определить того, кто говорил, и ответить на его вопрос. Это сложнее сделать, если доброволец не знает, где кто находится, и не может ориентироваться по направлению звука.

«ЧТО НОВОГО?»

Это упражнение можно проводить в начале нового дня тренинга. Оно помогает настроиться на работу, вспомнить, что происходило в группе вчера, а также учит участников быть более внимательными друг к другу.

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.

После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д.

Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.

Эта веселая разминка хорошо вписывается в тренинг командообразования. Она может использоваться в начале работы или после обеда и на тренингах других тематик, когда нужно создать атмосферу сотрудничества.

Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или

делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника- максимально точно и быстро передать полученное движение дальше.

Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце це, п ои его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

«РАЗГОВОР РУКАМИ»

Эта разминка способствует установлению более

доверительных отношений

в, группе

помогает участникам преодолеть барьеры в общении, улучшает атмосферу на тренинге.

Для выполнения задания участникам необходимо образовать два, кругавнутренний

внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть

одинаковым, чтобы все участники образовали

пары. Если в группе нечетное

участников, тренер принимает участие в упражнении.

Задача участников - пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых происходит общение:

участники только что встретились и рады видеть друг друга;

участники ссорятся;

один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;

один пытается поддержать, подбодрить второго.

После выполнения упражнения нужно обязательно обсудить с участниками, какие чувства возникали в процессе игры; на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.

«ПУТАНИЦА»

Данное упражнение сплачивает группу, но так как в нем предполагается довольно тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.

Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее тренер предлагает участникам«распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые - спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее. При обсуждении важно подчеркнуть, что залог успешного выполнения этого задания- доброжелательное отношение друг к другу, постоянная ориентация в ситуации и генерирование оригинальных идей.

«ПЕРЕДАЙ ПРЕДМЕТ»

Эта веселая разминка хорошо подходит для начала нового дня тренинга. С одной стороны, она вызывает много положительных эмоций, а с другой - помогает настроиться на групповую работу, повышает концентрацию внимания. Кроме того, она дает участникам возможность проявить креативность и нестандартность своего мышления.

Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.

«И РАЗ, И ДВА, И ТРИ...»

Это упражнение усиливает групповую сплоченность, включенность участников в работу, концентрацию внимания и наблюдательность.

Все участники стоят в кругу. По команде ведущего «раз» каждый начинает выполнять любое движение, желательно не очень сложное. По команде «два» все перестают делать свои

движения и начинают повторять те движения, которые перед этим делали их соседи справа. На счет «три» участники опять меняют движение и выполняют движения соседа справа, которые тот начал делать по команде«два». Таким образом, движения как бы идут по кругу.

Когда ведущий назовет число, равное числу участников в

группе, движения должны

4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы

Энергизаторы позволяют тренеру решить ряд задач, помогая:

Быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками и ориентировка;

Сплотить группу;

Вовлечь участников в действие, повысить общую активность;

Снять напряженность и усталость;

Переключиться с одной темы или ситуации на другую;

Создать «мостик» для перехода к проработке новой темы на тренинге;

Создать атмосферу открытости и сотрудничества;

Сформировать малые группы для последующей работы на тренинге.

Есть очень много различных игр и игровых упражнений для группы, которые можно использовать в качестве энергизаторов. Выбирая из них те, которые вы включите в свой «багаж» бизнес-тренера, руководствуйтесь следующими основными критериями:

Энергизатор должен нравиться, быть комфортным для самого тренера . Не стоит проводить игры, в эффективности которых вы сами не уверены;

динамичной , соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников. Игры, основанные на соревновании, следует использовать осторожно, чтобы не навредить групповой динамике;

Энергизатор должен быть интересен участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;

Энергизатор должен быть позитивным , не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;

Энергизатор должен вовлекать всех участников . Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;

Энергизатор должен быть коротким , обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;

Игра-энергизатор должна быть доступной для всех участников. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения (например, не любят игры, в которых необходимо находиться близко или прикасаться друг к другу). Арсенал тренера должен позволить выбрать энергизатор, не ущемляющий ни одного из участников;

Энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;

По возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием тренинга , чтобы использовать их для перехода к следующей теме.

Проводя энергизатор, тренер сам должен быть энергичным и стараться, чтобы игра шла динамично.

Тренер может столкнуться с ситуацией, когда группа или некоторые участники не хотят по тем или иным причинам участвовать в энергизаторах. В этом случае важно не навязывать необходимость игры. В зависимости от причин тренер может либо использовать другой тип энергизаторов, либо решать задачи формирования групповой динамики и энергизации участников другими инструментами. Например, изменить методы проведения тренинга так, чтобы после перерыва использовать не мини-лекцию и даже не обсуждение, а более активный метод, например ролевую игру.

Примеры упражнений-энергизаторов.

«Самурай, принцесса и дракон». Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Тренер объясняет, что это две команды, игра идет до трех побед одной из команд или максимум пяти раундов (если много «ничьих»). Тренер рассказывает, что, как и любая японская игра, эта игра театрализована и в ней есть три фигуры («самурай», «принцесса», «дракон»), которые надо запомнить. Он показывает участникам, как изображаются фигуры, и просит повторить (для изображения фигур могут быть использованы различные позы и жесты). Он поясняет, что игра проходит в несколько раундов, перед каждым из них участники команд будут совещаться между собой и выбирать одну из фигур («самурай», «принцесса» или «дракон») для показа. Затем участники встанут в две шеренги и одновременно, по команде тренера, покажут ту фигуру, которую планировали. Если в одной из групп участники покажут разные фигуры – значит, команда проиграла в данном раунде, поскольку не смогла договориться. Иначе выигрывает та команда, которая показала более сильную фигуру. Все фигуры находятся в определенных отношениях друг к другу: «самурай» побеждает «дракона», «дракон» – «принцессу», а «принцесса» – «самурая».

«Встаньте те, кто…». Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

«Фруктовый салат». Упражнение, аналогичное предыдущему. Разница состоит в том, что участники изначально рассчитываются (делятся) на «яблоки», «бананы», «апельсины». Ведущий может назвать один из фруктов, например «яблоки» (тогда «яблоки» меняются местами), или сказать «фруктовый салат» – тогда все участники меняются местами. Как и в предыдущей игре, одного стула не хватает и тот, кто не успел сесть, становится следующим ведущим.

«Хвост дракона». Участники встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», первая половина участников помогает «голове», вторая – «хвосту». Цепочка не размыкается, в процессе игры все участники продолжают держать впереди стоящего за талию.

«Люди-домики». Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий (он меняется или весь энергизатор ведет тренер) может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.

«Броуновское движение». Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.

«Дотронься до…». Ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.

«Плечом к плечу». Ведущий (начинает тренер, затем ведущий может меняться) называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.

«Ловим палец». Участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.

«Разминка». Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.

«Электрическая цепь». Участники образуют две команды и встают в шеренгу друг напротив друга («стенка на стенку»). Все члены каждой из команд держатся за руки, образуя «электрическую цепь». На равном расстоянии от крайних участников ставится маркер или другой предмет, который легко схватить рукой. Все участники, кроме первых в цепочке и крайних, закрывают глаза. Крайние в цепочке смотрят друг другу в глаза. В это время тренер-ведущий подбрасывает монету, ловит ее и показывает одновременно первым участникам. Их задача: если выпадает «орел» – запустить сигнал по цепи своей команды, пожав руку соседу; если «решка» – ничего не делать. Задача остальных участников – получив сигнал, максимально быстро передать его дальше по цепочке, пожав руку своему соседу. Если сигнал доходит до крайних игроков в каждой из команд, они должны схватить маркер. Выигрывает команда, которая первая схватит маркер. В случае запуска ложного сигнала (когда выпала «решка») команда, допустившая это, проигрывает. Игра включает несколько раундов.

«Льдинка». Тренер расстилает на полу лист флипчарта и просит участников группы встать на него так, чтобы все уместились. Затем он раунд за раундом постепенно складывает лист, уменьшая площадь, на которой должна уместиться вся тренинговая группа.

«Сколько ног?» Тренер последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание тренера начинается с количества ног n /2, где n – число участников в тренинговой группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Существуют варианты, когда на группу в 15–20 человек на полу остается всего две ноги.

«Распутай клубок». Участники группы встают в круг, все вытягивают обе руки вперед, закрывают глаза, идут к центру круга. Сближаясь друг с другом, каждый находит чью-то руку. После того как все участники «переплелись», схватив чьи-то руки, они открывают глаза и должны не размыкая рук распутаться.

«Хвост ослика Иа». Участники в парах (тройках) держатся, обнимая друг друга за талию, у одного из них прикреплен «хвостик» из бумаги или веревки. Задача каждой из мини-команд – сорвать «хвостик» другой команды. Если он сорван, команда прикрепляет себе новый и продолжает игру. Побеждает команда, собравшая больше всего «хвостиков».

В качестве энергизаторов могут выступать логические и интеллектуальные задачи , а также упражнения на координацию.

Участники встают в круг или сидят в кругу. Все по очереди последовательно называют числа начиная с единицы. Участник, на чью очередь приходится задача назвать число, содержащее цифру или число, делящееся на три, должен молча хлопнуть в ладоши. Если кто-то ошибся – счет начинается сначала.

Задача – соединить все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки:

Задача «Узники». Четырех узников закопали по шею в землю (см. рисунок ниже). У каждого из них на голове колпак, причем у двух черного цвета, у двух других – белого. И узники знают об этом. Каждый из них не может смотреть по сторонам: первый и второй видят только стену, третий – второго, четвертый – третьего и второго. Узникам поставили условие: каждый из них может назвать цвет своего колпака. Если он угадает – всех отпустят, если нет – всем отрубят голову. Какой узник смог уверенно назвать цвет своего колпака и спасти остальных?

Упражнение на координацию «Грека». Участники встают в круг, и тренер просит их произнести вслух хором известную скороговорку: «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап». Далее тренер просит еще раз повторить скороговорку, но слово «грека» заменяется определенным движением или жестом. В следующий раз участники повторяют скороговорку, и уже два слова заменяются разными движениями – «грека» и «рука». В третий раз движениями заменяются три слова – «грека», «река», «рука». Тренер участвует в упражнении, демонстрируя движения и помогая группе.

Примеры упражнений-энергизаторов, которые могут быть связаны с содержанием тренинга.

«Армрестлинг» – энергизатор для тренинга по разрешению конфликтов. Участники делятся на пары, участники в паре встают боком друг к другу и берут одной рукой руку другого. Инструкция звучит следующим образом: «Задача каждого участника – выиграть, набрав как можно больше очков. Очки олицетворяют нечто очень важное для каждого, поэтому чем их больше, тем лучше». Сама игра длится 10 секунд. В течение этого времени, если одному из игроков удается притянуть руку другого к себе, он получает одно очко. После игры тренер может обсуждать стратегию поведения в конфликте: почему одни выбрали борьбу, другие уступили, а третьи договорились и, реализуя стратегию сотрудничества, стали быстро перемещать руки друг к другу, набирая очки.

«Паровозы» – энергизатор для тренинга по менеджменту. Участники по трое встают «паровозиком», держа впереди стоящего за талию. Все закрывают глаза, кроме последних в шеренге. Далее «паровозики», следуя командам тренера, начинают перемещаться по помещению. Команды в каждом из «паровозиков» отдаются последним, «зрячим» участником посредством сигнализации среднему руками на талии, который также руками на талии первого участника передает ему сигналы, куда двигаться. Через некоторое время участники меняются местами. Желательно, чтобы каждый побыл в трех ролях – «зрячего», первого и среднего. Участники могут рассказать, в какой роли им было легче и почему, обсудить, как себя чувствуют сотрудники, находящиеся «на передовой», не до конца понимающие задачи и уверенные в правильности распоряжений вышестоящего руководства, подчеркнуть важность доверия к руководству.

«Прыжки» – энергизатор на командное взаимодействие и учет интересов других членов команды. Участники встают в две шеренги, тренер разворачивает некоторых людей в каждой из групп в разные стороны. По хлопку тренера каждый из участников обязательно делает поворот на 90 градусов влево или вправо либо поворот на 180 градусов, на месте оставаться нельзя. Задача обеим шеренгам – встать лицом друг к другу. Выигрывает та из команд, которая первая выстроится в шеренгу лицом к другой. Игровая интрига состоит в том, что тренер разворачивает только часть участников, остальные на момент начала игры остаются стоять в шеренге «как надо», лицом к другой команде. Если участники думают только о себе, воспринимая задачу индивидуально, то они стараются сразу повернуться лицом внутрь шеренги, как требуется, а другие вынуждены отворачиваться. Игра продолжается до тех пор, пока участники не осознают необходимость думать не только о том, как каждый из них может выполнить задачу, но и о том, как всем вместе ее решить.

Подвижные игры для перемен

РАЗОРВИ ЦЕПЬ!

Ребята становятся друг против друга в две шеренги на расстоянии 10-15 шагов. Они берутся за руки - образуют цепь. По очереди из каждой шеренги бежит игрок, стараясь разорвать цепь противника. Тот, кому это удается, уводит к себе в команду двух ребят из разорванной цепи, а неудачник остается у противника.

Берегись, сторонись!

Я Чингиз -тракторист!

Я пашу,бороню,

звонкий обруч гоню.

ВЫСТАВКА КАРТИН

Руководитель выделяет - «директора выставки» и трех «посетителей». Остальные дети - «картины». По сигналу руководителя: «Подготовить выставку!»- дети (кромеводящих) советуются друг с другом и с «директором», какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, вратаря,пограничника,пловца, конника и т. Д.).Картину можно изобразить вдвоем или втроем: елочка, под ней зайчик, три богатыря,сказку «Репка» и т.п.

Через 20-30 сек. «директор» объявляет: «Открыть выставку!». По этому сигналу дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. Когда все готовы, по команде «директора» хором дети дружно произносят: «Выставка открыта!».

«Посетители» осматривают «выставку» не более 15 сек. В это времяникто не должен шевелиться, изменять принятую позу. По новой команде «директора»: «Три – четыре» - все играющие произносят: «Выставка закрыта!»- и принимают свободные позы, оставаясь на своих местах. Выигрывают те, у которых после закрытия «выставки» соберется больше посетителей. Затем игра начинается сначала.

ВОРОТЦА

Все играющие образуют круг. Затем в одном месте его размыкают Из числа играющих выделяются двое: один- «догонялка»другой-«челнок». Остальные участники игры поднимают руки, образуя воротца. В начале игры в первых воротцах стоит «догонялка», а во вторых - «челнок». По сигналу руководителя игра начинается. «Челнок» бежит змейкой по кругу, не пропуская ни одни воротца, а «догонялка» с полотенцем в руках неотступно преследует его, чтобы запятнать Если «догонялка» сумеет это сделать до того, как «челнок» дойдет до конца круга, то сам становится «челноком», а прежний «челнок», осаленный им, идет в конец круга и образует новые воротца. Если же «челнок» не будет, настигнут раньше, чем проскочит последние воротца, то он получает полотенце и становится «догонялкой», а «челноком» становится очередной игрок из круга.

ВАРИАНТ. Игроки в кругу рассчитываются на первый-второй, образуя отдельные команды. Каждая команда выделяет поочередно трех «догонялок» и трех «челноков». За каждое удачное преследование команде начисляется выигрышное очко. Выигрывает команда, чьи «догонялки» наберут больше очков.

СТОП

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай!Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова.Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться – к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

Ребята становятся в круг, в середине которого находится водящий, которому завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя - узнай!

Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос или издать звук птицы, животного, чтобы усложнить игру.

ВАРИАНТ. Играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!»- делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А какскажем»: «Скок, скок, скок!» (этитрислова произносит только заранее) назначенный игрок - угадай,чей голосок!».

ЗАПАДНЯ

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний-в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки,образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подает следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутрикруга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого играповторяется.

Игра продолжается до тех пор, пока во внешнем круге не останется три игрока. Они и являются победителями.

ВАРИАНТ. Шесть игроков, оставшихся во внешнем круге, образуют внутренний круг. Игра повторяется.

СТОРОЖ

Выбранный по считалке сторож подходит к одному из играющих. Тот сразу же присаживается на корточки, а сторож кладет руку ему на голову - охраняет его. Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего. Те, кого запятнает сторож, выходят из игры; тот, кто запятнаетсидящего, становится новым сторожем.

Зайчик в ямке

спит, спит, спит.

Верно, зайчикзанемог,

и не может зайчик -прыг,

зайчик- прыг,

зайчик - скок!

Вот охотник

топ-топ-топ!

С ним собака –

гав-гав-гав!

Миг -

и зайчик наутек,

зайчик- прыг,

зайчик- прыг,

зайчик - скок!

КАНАТОХОДЕЦ

На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-9 м. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - «слетят с каната».

Висит канат натянутый.

Пройди, Фархад, сначала ты.

Потом Шараф, потом Рашид,

потом Илья, потом и я!

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

В эту игру можно играть в помещении. По считалке ребята выбирают водящего. Затем составляют стулья (их должно быть меньше, чем ребят)и по возгласу водящего: «Море волнуется» - бегают, прыгают, изображая волны. По крику: «Море утихло» - бросаются занимать места. Ребятам, оставшимся без места, водящий назначает фанты - просит их сплясать, спеть.

Море волнуется!

Передо мной

Бьется о берег

Волна за волной.

Эта волна

Не очень сильна.

А эта волна

Сильнее слона!

ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ

Ребята становятся в круг, в середине ведущий. Он бросает мячкому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух» или «огонь». Если водящий сказал: «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы, на слово «воздух» - названиемптицы. При слове «огонь» все должны несколько разбыстро перевернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему. Медлительные, неповоротливые и невнимательные ребята выходят из игры после первой же ошибки.

По дороге в Ереван!

плещет озеро Севан.

Щука к берегу плыла,

мы спросили: «Как дела?»

Щука в рот воды набрала,

круть налево,

круть направо

и ушла:

Мимо озера Севан

мы ведем свой караван

в славный город Ереван

на реке Раздан.

ПОЙМАЙ ЗАМЫКАЮЩЕГО

Играющие, разделившись на четверки, становятся друг за другом, образуя отдельные колонны по кругу. Расстояние между колоннами 1-2 м. Стоящие впереди каждой четверки разводят руки в стороны, как бы защищая от нападения стоящих за ним игроков, а остальные берут за пояс впереди стоящего. Один из играющих-водящий, выходит на середину. Бегая по площадке, он старается забежать сзади какой-нибудь четверки и запятнать последнего. Защищая своего игрока, первые номера каждой четверки все время поворачиваются лицом к водящему с разведенными руками, мешая водящему пройти к своему замыкающему. Если водящему удалось запятнать последнего, то он становится в эту четверку на его место, а первый идет водить. Игра начинается снова.

СВОБОДНОЕ МЕСТО

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который бежит по кругу (с внешней стороны), дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие приветствуют друг друга, пожимая руки, про должают бег в том же направлении и стремятся занять свободное в круге место. Прибежавший вторым, продолжает водить.

Побеждает игрок, который за время игры не побывал в роли водящего, то есть все время занимал место первым.

Надо требовать, чтобы при встрече обязательно выполнялось условное задание (подать друг другу руки, присесть и т. п.). Этим снижается темп игры во избежание травм.

УСПЕЙ ЗАНЯТЬ МЕСТО

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не дол¬жны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

ВАРИАНТЫ.

1. На полу чертят круги или кладут гимна¬стические обручи,в которых стоят играющие. Вызванные но¬мера и водящий перемещаются по площадке, прыгая на одной ноге.

2. Ус

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия- опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Дети подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово - «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят.

ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ

Ребята свободно располагаются на площадке. Руководи¬тель становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает движения. Участники подхватывают пес¬ню (мелодия проста и запоминается сразу) и вслед за руко¬водителем проделывают все движения.

Если нравится тебе, То делай так…

Если нравится тебе,

То делай так…

(два щелчка пальцами над головой)

(два щелчка пальцами надголовой)

То делай так…

Если нравится тебе, (два щелчка пальцами над головой)

То и другим ты покажи.

Затем дети поют:

Если нравится тебе,

То ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе,

То ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе

Хорошо, хорошо!

В заключении игры поют:

Если нравится тебе,

То делай все…

Повторяются подряд одно за другим все движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два ногами.

Хорошо!

Если нравится тебе,

То делай все…

Все движения повторяются снова.

Хорошо!

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

Хорошо!

МОЛЧАНКА

Перед началом игры все играющие произносят запевалку:

Первинчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию детей поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют импровизированные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как получил штрафной балл.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ

Одному из играющих - жмурке - завязывают глаза,отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участникиигры разбегаются, а жмуркаих ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув:«Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени,не снимаяповязки.

ДВА СТУЛА И ВЕРЕВОЧКА

На полу или на земле растягивается веревочка длиной 2,5 – 3 м. С двух сторон веревочки ставят по стулу так, чтобы конец веревочки выглядывал из-под переднего края стула. Стулья стоят спинками друг к другу.

На каждый стул садится один игрок. Организатор предлагает им сидеть ровно, не оглядываться и подает команду: «Приготовиться, внимание … марш!»

По команде «Марш!» каждый вскакивает и бежит в левую сторону, обегая стул своего товарища.

Во время бега нельзя ничем прикасаться к стульям. Каждый старается поскорее вернуться к своему стулу, сесть на него и, схватив свой конец веревочки, потянуть ее к себе. Кто раньше это сделает, тот выиграл.

После этого на стулья садится новая пара игроков.

ВЬЮНЫ

Играющие делятся на две и больше равные команды во главе с капитанами. Команды становятся в колонны рядом, на линии, в 3 – 5 м одна колонна от другой.

По команде организатора «Внимание – марш!» капитаны команд делают на месте поворот на 360. Затем их берут сзади за пояс вторые игроки, и они вертятся вдвоем, тоже делая полный круг. После этого вторых за пояс берут третьи, и вертятся все трое и т.д. Наконец, когда очередь дойдет до последнего игрока в команде, он берет предыдущего за пояс, и вся команда делает поворот на 360.

Капитан поднимает руку вверх. Выигрывает команда, закончившая игру первой.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

1. Во время поворотов играющие не должны отрываться друг от друга.

2. Очередной игрок присоединяется только тогда, когда предыдущие сделали полный поворот.

САЛКИ ОБЫКНОВЕННЫЕ

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Выбирают водящего. Играющие размещаются свободно по всей площадке, водящий – на середине площадки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. По установленному заранее сигналу учителя водящий поднимает руку вверх и громко говорит: «Я салка!» После этих слов играющие разбегаются по площадке, а водящий старается догнать и коснуться кого-нибудь рукой. Игрок, которого водящий коснулся рукой, становится салкой, прежний же включается в игру.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

1. Игрок, которого коснулся водящий, должен перед тем, как догнать играющих игроков, поднять руку вверх и громко произнести слова: «Я салка!»

2. Новой салке не разрешается сразу же касается рукой прежнего водящего.

3. При учете результатов игры роль первой салки в расчет не принимается.

САЛКИ С ПРИСЕДАНИЯМИ

Игра аналогична предыдущей, только салке нельзя касаться рукой того игрока, который присел. Игрокам не разрешается долго оставаться в положении приседа, а салке – долго стоять у присевшего игрока.

САЛКИ – ЕЛОЧКИ

(для воспитания навыка правильной осанки)

Описание аналогично игре «Салки», только салке не разрешается пятнать убегающих, если они станут по два спиной друг к другу и соединят руки в положении в сторону – вниз.

НАБРАСЫВАНИЕ КОЛЕЦ

Из ивовых прутьев делают 10 - 15 колец диаметром 20 - 25 см, и каждое из них обматывают шпагатом или тесьмой. Кольца можно также выпилить из фанеры. Играющий получает три кольца и становится в 3 - 4 м от вбитого в землю кола высотой 1 м.

Задача состоит в том, чтобы, бросая кольца, хотя бы одно из них надеть на кол.

ПОЕЗД

Дети строятся в 3 – 4 колонны на одной стороне площадки. В 10 – 12 м ставят флажки или мячи. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом направляются к своим ориентирам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые. Вместе они вновь проделывают тот же путь. Играющие держат друг друга за локти, во время ходьбы выполняют движения руками вперед – назад. Выигрывают игроки, первыми прибывшие на «станцию».

ПРАВИЛА ИГРЫ.

1. Игроки не должны разрывать руки.

2. Игру можно усложнить, включив перебежки.

ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ

Занимающиеся построены в 2 – 4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3 – 4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встает в начале колонны.

РЫБАКИ И РЫБКИ

Двое из играющих (рыбаки), взявшись за руки, окружают и ловят рыбок. Пойманные присоединяются и образуют невод, который не должен разрываться во время ловли. При повторении рыбаками становятся два пойманных последними игрока.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

1. Игроки могут бегать только в пределах ограниченной площадки.

2. Ловить можно только окружая, но не хватая игроков.

ПО ДЛИННОЙ ИЗВИЛИСТОЙ ДОРОЖКЕ

Ведущий раскладывает на полу зигзагообразно шнур длиной 5 – 6 м – это дорожка, по которой нужно пройти до конца.

Детям будет интереснее выполнять упражнение, если на другом конце дорожки положить какой-либо интересный для них предмет, например колокольчик. Достигнув цели, надо позвонить в колокольчик.

Ведущий следит, чтобы идя, дети старались наступать на шнур, веревку. Они должны идти спокойно, не спеша.

«ЗА МНОЙ!»

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.Занимающиеся построены в круг. Место каждого участника обозначается кружком. Водящий ходит около круга и дотрагивается до игроков, произносит: «За мной!» Приглашенные водящим идут и выполняют его движения. Водящий, собрав несколько игроков, уводит их дальше от круга, продолжая выполнять различные движения, после чего неожиданно произносит: «По местам!» Все устремляются к кругу и стараются занять любое место. Оставшийся без места будет новым водящим. Отмечают игроков, которые меньше побывали в роли водящего.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН

Игры без предметов:

Учитель проводит комплекс физических упражнений по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например «руки за голову», - является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

2.« Как говорят части тела? »

Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание, которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.

Как говорят плечи «Я не знаю»?

Как говорит палец «Иди сюда»?

Как ноги ребенка требуют «Я хочу»?

Как говорит голова «Да» и «Нет»?

Как говорит рука «До свидания»?

4. « Подпрыгни и присядь »

Перед началом игры ведущий помогает детям выстроиться полукругом. Затем он начинает произносить вслух заранее приготовленные предложения.

Участники должны внимательно слушать текст и сразу после завершения фразы правильно реагировать на него: если утверждение верное, хлопать в ладоши, если неверное - приседать. Если игрок ошибся, окружающие поправляют его.

Примерный список предложений для игры:

Ворона - это птица.

Зимой идет снег.

Трава красного цвета.

Рыба живет в лесу.

Днем светит солнце.

Летом река замерзает.

Осенью листья становятся желтыми.

Собака - дикое животное.

Яблоки нельзя есть.

Ночью темно.

5. «Совушка »

Выбирается водящий - «совушка», который находится в углу площадки, в «гнезде»; остальные - «мышки». По сигналу «День» «мышки» выбегают на площадку и свободно передвигаются, а по сигналу «Ночь» замирают на месте. В это время «совушка» «выходит на охоту» и забирает к себе тех «мышек», которые пошевельнутся. «Совушка» охотится до сигнала «День», после чего снова улетает в гнездо, а «мышки» бегают, резвятся до следующего сигнала «Ночь». Когда в гнезде окажется 3-5 пойманных «мышек», выбирается другой водящий. В конце игры отмечаются ни разу не пойманные «мышки» и наиболее наблюдательная «совушка ».

6. « Группа, смирно! »

Руководитель предлагает играющим выполнять за ним определенные движения. Если он, перед тем как назвать движение, скажет слово «группа», играющие должны выполнить это движение, например: «Группа, руки вперед ставь!». Если слово «группа» не произносится, выполнять движение не надо. Тот, кто ошибается, делает шаг вперёд. После игры отмечаются самые внимательные.

7. « Здравствуй, сосед! »

Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первый игрок - ведущий, он начинает игру: встает на одну ногу и скачет в направлении другой команды. Не останавливаясь, он обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» и прыгает за ведущим, игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.

Правила.

1. дети должны повторять движения ведущего.

Указания к проведению. По ходу игры ведущий выполняет разнообразные упражнения, а играющие их повторяют. Они прыгают на левой ноге, на двух ногах, на правой, на двух ногах боком, выполняют подскоки и т.д.

8. « Золотые воротики»

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друг друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. « Ручеек »

Ученики идут в колонне по два. По команде « Ручеек » играющие останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегают под руками и становятся впереди, поднимая руки.

10. «Два сигнала »

Играющие делятся на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2 – 3 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при названии овощей, другая - при названии фруктов. При каждой ошибке играющего соответствующая команда получает штрафное очко.

Игры с предметами:

1. « Исправить осанку! »

Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу ведущего начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!» команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.

2. «В десяточку! »

Берут несколько маленьких мячей, можно от настольного тенниса. Ведущий ставит коробку на расстоянии от играющих, а ребенок должен попасть этими мячиками в коробку.

3. « Летает – не летает »

Учащиеся становятся в круг. Ведущий в центре круга. Он кидает мяч по очереди, называя любые слова. Если это птица, то ученик ловит мяч, если нет, то не ловит. Кто ошибается, получает штрафное очко.

4. « Мяч - соседу!»

На площадке образовать 1 – 2 круга. Играющие становятся в круг, водящие за кругом. По сигналу ученики передают (а не кидают!) мяч соседу то вправо, то влево. Водящий, бегая за кругом, пытается коснуться мяча. Если водящий коснулся мяча, то игрок, у которого был мяч, становится водящим.

5. « Удочка прыжковая »

Учащиеся становятся в круг – это « рыбки ». Внутри круга « рыбак». Водящий медленно вращает скакалку за одну ручку, а ученики прыгают по очереди через неё. Кто задел скакалку, становится « рыбаком»

6. « Догонялки мячей »

Ученики образуют круг. Двум игрокам дают мячи. По сигналу необходимо быстро передавать мячи, так чтобы они не « догнали » друг друга при передаче. Игрок, у которого в руках оказались оба мяча, получает штрафной балл.

Физкультурные минутки

Требования к проведению физкультминуток:

1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.

2. Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

3. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

4. Двигательная активность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Виды физкультминуток:

1. Упражнения для снятия утомления.

2. Упражнения для кистей рук.

3. Гимнастика для глаз.

4. Гимнастика для слуха.

5. Упражнения, корректирующие осанку.

6. Дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

1. Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

2. Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);

3.Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

1. Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Упражнения для кистей рук.

2. Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз.

3. Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют дыхательную гимнастику.

Физкультурные минутки:

1.Упражнения для снятия утомления.

Зарядка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте за мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку –

Все мы делаем зарядку.

Разминка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Плавно двигаем руками

И меняем их местами.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

А потом за парты сядем,

Ждут нас ручки и тетради.

Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Часы

Тики - так, тики - так -

Так ходики стучат.

Туки – так, туки-так –

Так колёса стучат.

Токи – ток, токи - ток –

Так стучит молоток.

Туки - ток, туки – ток –

Так стучит каблучок.

Делай с нами

Ручки потянули вверх,

Словно там висит орех.

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом.

Ноги врозь, на пояс руки,

Влево плечи развернули.

А теперь направо. Ну-ка!

Упражнение повтори

Мы на месте снова ходим.

Но от парты не отходим.

По местам пора садиться

И опять начать учиться.

2.Упражнения для кистей рук.

Колечко

Ребёнок как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочерёдно в кольцо с большими пальцами.

Лезгинка

Левую руку сложить в кулак. Большой её палец обратить в сторону. Прямой ладонью правой руки (в горизонтальном положении) прикоснуться к согнутому мизинцу левой руки. Поменять одновременно положения рук. Повторить 6 – 8 раз.

Кулак – ребро – ладонь

Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга. Темп увеличивать постепенно. Количество повторений 8 – 10 раз.

Зеркальное рисование

На столе чистый лист бумаги. Ребёнок в обе руки берёт по карандашу или фломастеру. Начинает рисовать два одинаковых рисунка (или геометрических фигуры). Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, вы увидите более быстрое и точное выполнение работы.

Ухо – нос

Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.

Змейка

Скрестить руки ладонями друг к другу. Сцепить пальцы в «замок». Вывернуть руки к себе. Затем взрослый говорит, каким пальцем пошевелить. Упражнение заканчивается, когда поработали все десять пальцев.

3.Гимнастика для глаз

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш¬цы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Ана¬логичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнения для глаз (комплекс 1)

И. п. - сидя за партой.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо-вверх.

- глаза влево-вверх.

- глаза вправо-вниз.

- глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10- 15 с.

3. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой - полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца

4.Упражнения, корректирующие осанку.

Мы проверили осанку

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк - волчишка,

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Комплекс № 1 «Дом цыплёнка»

Речитатив: «Был чудесный белый дом. Что-то застучало в нём. Дом разбился и оттуда появилось просто чудо! Необычное такое, мелкое и золотое».

Содержание:

1. и.п. – о.с: 1 – руки назад, ладонями вперёд; 2 – и.п.

2. . и.п. – о.с: 1 – подняться на носки, руки за голову, локти отвести назад - вдох; 2 – 3 – держать; 4 – и.п.

Выполнить 4-6 раз, темп медленный.

3. И.п. – о.с: ноги врозь, руки в стороны; 1 – прогнуться, руки к плечам, ладони вперёд; 2 - и.п.

4. И.п. – о.с: 1 – наклон вперёд, коснуться руками пола; 2 – 3 – наклон назад, руки вверх, левую ногу назад на носок; 4– и.п.; 5-8 то же правой ногой; Выполнить 4-6 раз, темп медленный.

5. И.п. – сидя за партой, боком удерживаясь сзади за сиденье. 1 – сед углом; 2 -3 – скрестные движения ног в стороны («ножницы»); 4 -и.п.

Выполнить 4-6 раз, темп средний.

Методические указания:

Речитатив выполняется со 2-го упражнения. После каждого предложения даётся счёт, например: «Был чудесный белый дом 1-2-3-4, 1-2-3-4. Упражнения выполняют с мышечным напряжением. Комплекс можно использовать на уроках чтения.

Комплекс № 2 «Лежебока»

Речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять любим мы считать. Про ленивого кота всем хотим Вам рассказать. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, лень ворочаться. Вот и ждёт ленивый кот, может миска, подойдёт!».

Содержание:

1. И.п. – о.с: сидя за партой, руки опущены; 1- прогнуться, руки за спину, пальцы переплетены; 2 – 3 – держать; 4 -5 – и.п.

Выполнить 4 раза, темп медленный.

2. И.п. – сидя за партой, руки к плечам; 1 – поворот направо, руки вверх, вдох,; 2 – и.п. – выдох; 3 - 4 – то же с поворотом налево.

Выполнить 4-6 раз, темп средний.

3. И.п. – сидя за партой, руки к плечам; 1 – 3 – круговые движения локтями, 4 - и.п.

Выполнить 6 раз, темп средний.

4. И.п. – сидя за партой, боком, удерживаясь сзади за сиденье; 1 – поднять ноги (прямые) под углом 45 о; 2 – 3 –держат; 4– и.п.

Выполнить 4 раза.

5. И.п. – ноги врозь; 1 -3 – пружинистые наклоны вперёд, прогнувшись, руки за голову; 4 -и.п.

Выполнить 4-6 раз, темп средний.

6. Ходьба на месте, на носках – 10 секунд

Методические указания:

Речитатив произносит учитель. При выполнении Упражнения № 2 смотреть на кисти рук. При выполнении комплекса используют счёт, комплекс можно использовать на уроках математики.

5. Дыхательная гимнастика.

Правила дыхания при выполнении упражнений

Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.

Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди - выдох.

- Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа - делаем вдох.

Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал « ф-ф-ф» (вдох – выдох).

Завели машину

Завели машину (Вдох).

Ш-ш-ш-ш (Выдох).

Накачали шину (Вдох).

Ш-ш-ш-ш (Выдох).

Улыбнулись веселей И поехали быстрей (Вдох).

Ш-ш-ш-ш-ш-ш (Выдох).

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи» (Вдох - Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре - вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя требуют дозировки). На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе пово­дится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т.д. В этих упражнениях ведущий обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников - повторять все за ведущим Цель: активизировать, "разогреть" членов группы, создать у них определенное эмоцио­нальное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

"Зоопарк" (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

"Бабушка из Бразилии" (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр круга) Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами "У меня есть бабушка в Бразилии", "У нее вот такая нога", "У нее вот такая рука и голова на бок" "Она прыгает и кричит: "Я самая красивая бабушка на свете" и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

"Пустой стул" (15 мин.)

Участники лепятся на первый-второй. Участники под номером "один" садятся в круг, под номером "дна" истают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

"Белые медведи" (10 мин.)

2-3 человека ("белые медведи") берутся за руки цепочкой. Их задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников - "пингвинов". Пойманный "пингвин" становится "медведем". Для этой игры требуется достаточно просторное безопасное помещение

"Шишки, желуди, орехи" (10 мин.)

Группа разбивается на тройки, и те встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в ко­лонке - "шишки", за ними ""желуди", за ними "орехи". Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Молекулы" или "Броуновское движение" (10 мин.)


Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - "тишина и замри", два сигнала - "выстроиться в круг с закры­тыми глазами", и три сигнала - "открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру" Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: "Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7)!". Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

"Театр Кабуки" (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: прин­цессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед: самурай: делает движение взмаха саблей После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает "Принцесса очаровывает самурая Самурай уби­вает дракона. Дракон съедает принцессу". Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной Например. Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаро­вывает) Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает). Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу) Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

"Ужасно-прекрасный рисунок" (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фло­мастеру. Предлагается нарисовать "прекрасный рисунок" После этого рисунок передает­ся соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд "ужасный ри­сунок" и передает следующему. Следующий участник делает "прекрасный рисунок" Так проходит весь круг Рисунок возвращается хозяину Обсуждение

"Бурундуки" (15 мин.)

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий чело­век должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

"Выбери..." (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т.д.

подгрупп - 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: "Кого бы вы взя­ли с собой в поход?" Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: "Кому бы вы доверили нести рюкзак?". Ос­тальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: "С кем бы вы поделились яблоком?", "Кому бы вы доверили свою тайну?". Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить коман­ду, в которой они бы хотели работать.

"Фишка" (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листоч­ки 3-х цветов: если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. (Для группы из 15 человек - по 5 листочков каждого цвета и т.д.)

Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

"Молекулы" (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все нач­нем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул - в клетку, клетки

В организм".

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит "2 атома", потом "2 молекулы", "2 клетки", "2 организма". Участники разделены на две группы.

"Цвета" (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству уча­стников.

До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

Ритуалы завершения групповой работы

"Подарки" (20 мин.)

Новое на сайте

>

Самое популярное