Домой Руки Как лука оказался в ночлежке. Появление Луки в ночлежке ¦ (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне»). Основной сюжет произведения

Как лука оказался в ночлежке. Появление Луки в ночлежке ¦ (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне»). Основной сюжет произведения


Первоначальное название пьесы М. Горького «На дне» - «Ночлежка». Оно носит нейтральный характер и указывает на то, что предметом художественного исследования писателя является жизнь людей, лишённых дома, «босяков». Второе название «Без солнца» указывает не только на слабый свет в подвале, но и на внутреннее состояние обитателей ночлежки.

Солнце в религиозном сознании – символ Христа и любви к ближнему. Ночлежники лишены веры в себя и в жизнь, взаимоотношения между ними лишены тепла, любви, взаимопонимания. До появления Луки в подвале сцена представляет собой экспозицию пьесы, из которой мы узнаём о жизни ночлежников. Пространная ремарка, предпосланная первому акту, многозначительна. Описание подвала, похожего на пещеру, напоминает ад. Перед нами тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет, идущий сверху вниз, подчёркивает, что люди оказались на самом дне жизни и своей души. Из ремарки можно составить первоначальное представление о действующих лицах. Только три ночлежника заняты делом. Клещ сидит перед наковальней, примеряя ключи к старым замкам. Души обитателей ночлежки закрыты на замок. Путь со дна жизни, кажется, преграждён непреодолимой преградой. Где ключ к душам героев? Где ключ к той двери, которая выведет их со дна жизни наверх? Бубнов примеряет на болванке для шапок старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Как из старой жизни скроить новую? Выход со дна жизни – основной мотив пьесы. Деловитая Квашня хозяйничает за столом, гордясь своей самостоятельностью. «Барон жуёт чёрный хлеб» - в этой фразе кроется оксюморон. «Барон» - благородное звание. «Чёрный хлеб» - пища простого народа. Здесь подчёркивается та жизненная метаморфоза, которая произошла с этим персонажем. Настя читает растрёпанную книгу. В этой ремарке передаётся отношение девушки к реальной действительности. Жизнь отвратительна, убога, страшна, и выход из неё героиня видит в вымышленном мире. Два героя кашляют. Оба персонажа в конце пьесы умрут: Анна естественной смертью, а Актёр закончит жизнь самоубийством. Сатин рычит. В этом рычании – протест против безысходной жизни. Ремарка «Начало весны. Утро» содержит глубокий подтекст, несёт надежду на начало новой, лучшей жизни, на духовное воскрешение.

Начинается пьеса с реплики барона: «Дальше!» Эта реплика подчёркивает обыденность, однообразие, неизменяемость течения той жизни, которую ведут ночлежники. Картина ада дополняется изображением грешников и их взаимоотношениями друг с другом. Эти взаимоотношения выражены метафорически в реплике Бубнова: «А ниточки-то гнилые!» Нити любви не связывают обитателей ночлежки, они разобщены. Люди словно чувствуют наслаждение от того, что мучают и раздражают друг друга. Квашня гордится тем, что свободна, что сама себе хозяйка и ни за что не выйдет замуж за полицейского Медведева. Клещ с удовольствием и злорадным торжеством ей возражает: «Врёшь!» Барон выхватывает у Насти книжку и дразнит её. Слышатся ругательства. Квашня обзывает Клеща «козлом рыжим». Тот, в свою очередь, называет торговку «старой собакой», когда она упрекает его в том, что он «заездил жену-то до полусмерти». Барон называет Настю дуррой и ударяет книгой по голове. Реплика больной Анны: «Начался день!» - подчёркивает, что эта сцена – обычное явление для ночлежки. Бубнов нисколько не сочувствует умирающей Анне, равнодушно заявляя, что «шум – смерти не помеха». Реплика Сатина о том, что 2дважды убить нельзя», подчёркивает, что герои духовно мертвы, им уже терять нечего. В настоящем у них ничего нет, единственное, что у них осталось, - прошлое, о котором они так любят говорить. Актёр вспоминает о том, как играл в драме «Гамлет» могильщика, гордится тем, что его «организм отравлен алкоголем». Сатин вспоминает о том, как он служил мальчишкой на телеграфе и много книг читал. От удручающей действительности он спасается непонятными словами: «органон», «сикамбр», «макробиотика», хотя автор вкладывает в эти слова глубокий подтекст. «Органон» в переводе означает «орган зрения, разумность». Сатин ведёт речь о том, что отравлен разум, нарушена разумность устроения жизни. Актёра Сатин называет «сикамбром». Сикамбры – древнегреческое историческое племя. Актёр – дикарь, потому что не может разумно устроить свою жизнь. «Макробиотика» - название книги немецкого врача Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь».

Бубнов любит вспоминать о том, как он был скорняком и своё заведение имел. Он отмыл теперь руки от жёлтой краски как доказательство своей профессии и делает глубоко философский вывод о человеке: «…снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся». Главное в человеке не его место и положение в обществе – внешняя раскраска, а внутреннее содержание. Но души героев вычерпаны до дна, «стёрлись».

С появлением хозяина ночлежки Костылева усиливается социальный мотив пьесы. В ремарке передаётся лицемерие Костылёва: «Напевая под нос что-то божественное, подозрительно осматривает ночлежку». Его религиозное «словоблудие» носит ограничительный характер, прикрывая его грехи: ревность к жене, жадность. Он собирается «накинуть полтину» Клещу, чтобы «маслица» в лампадку купить. Костылёв хвалит актёра за заботу об Анне, но не хочет «скостить2 ему половину долга, лицемерно утверждая, что доброта Актёра зачтётся ему на том свете. А сам не гнушается продавать краденые часы, полученные от вора Васьки Пепла.

Заканчивается сцена спором о совести. Клещ гордится тем, что с малых лет работает, и осуждает своих соночлежников за то, что они «живут без чести, без совести». Пепел заявляет, что «честь – совесть тем нужна», у кого власть да сила. Бубнов с ним полностью согласен: «На что совесть? Я – не богатый…» После этого спора и появляется лука. С этого момента и начинается завязка действия.

"На дне")

"На дне" Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился благородный старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, вымороченная жизнь: грязь, голод, болезни, озлобление. Идет обычное существование ночлежки, это даже и жизнью-то назвать нельзя. Скорее, это неминуемая гибель людей в условиях дна. И разговоры у них под стать: о смерти, драках, пьянке.

И в этой атмосфере общей злобы и ненависти вдруг как-то незаметно появляется такой старичок-домовичок. Никто из обитателей ночлежки не мог и предположить, что с его приходом начнутся острые внутренние смещения в их, казалось бы, незыблемой среде. Вид у Луки самый обычный, вид странника: С палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. Но все же есть нечто, что отличает его от остальных босяков. Как-то постепенно, ненавязчиво, не переча никому, Лука потихоньку начинает строить отношения с обитателями ночлежки. И слова у него ласковые, проникновенные: милая, доброго здоровья, спасибо Лука принимает любой вариант жизни: Мне все равно, я и жуликов уважаю. Он не лезет в душу, а просто как бы присматривается, прислушивается, поддакивает и со всеми соглашается.

занятного старичишку-то привели. И для зрителя Лука пока непонятен, лишь речь выдает его крестьянское происхождение: давеча, всяко и т. д. Откуда же появился этот загадочный человек? На вопрос Барона Лука отвечает уклончиво: Все мы на земле странники Оставаясь для всех пока загадкой, он перекидывает мостики к новым знакомым. Да, Лука много пожил, повидал. И сущность человека он определяет сразу. Пьяному сапожнику Алешке он говорит: Запутался ты.

И Василисе дает точную характеристику: Ах, и неласкова ты, мать. А еще можно сказать, что Лука как бы настроен на добро: подметает полы, помогает Анне. Да, появление Луки в пьесе Горького не случайно. Что нужно истерзанной, измученной душе? Чего хочет обездоленный, никому не нужный, живущий без надежды на будущее человек? Хоть капли сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова, капельку участия. И вот уже отогрелась душа, распахнулась навстречу этому крохотному росточку добра, затеплилась в сердце надежда. Вот потому и пришел в ночлежный дом странник Лука. Сцена появления Луки в ночлежке несет и определенную художественную нагрузку в пьесе. Во-первых, следует отметить особенность речевого стиля каждого персонажа. Ведь именно в ней отразилась судьба, происхождение, социальные связи, степень культуры героев пьесы.

Вот, к примеру, Василиса требует, чтобы Лука принес ей пачпорт, и сам Лука так же произносит это слово. А вот Барон, принимая строгий вид, спрашивает у Луки, есть ли у него паспорт. Горький использует двоякое значение слова и мастерски вводит его в речь персонажей. Слово накинут меняется в зависимости от контекста.

Клещ: Ты петлю на меня накинь.

Лука: Мяли много, оттого и мягок.

Речь Луки афористична: Где тепло там и родина, Порядка в жизни нет, чистоты, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают. Сценическое воплощение образа Луки имеет свою историю.

Поначалу, когда спектакль этот был впервые поставлен в художественном театре Станиславским, первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки. Однако впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения и в критической литературе, и в сценическом истолковании этого образа. Луку стали понимать как олицетворение толстовского непротивления злу насилием, как ложь во спасение. Мое мнение таково, что именно в первом действии этот сценический персонаж воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека, а это уже немало.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Сцена появления странника Луки в ночлежке (анализ 1-го акта пьесы М. Горкого "На дне")

Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни.

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, не бранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…». На первый взгляд он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»

И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: "Был честной, да позапрошлой весной…"

С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

При беседе с Наташей мы понимаем, что Лука не привязан к какому-либо месту, у него нет дома: «Старику – где тепло, там и родина…». Он скиталец, у которого нет даже родины. Об этом говорит и та песенка, которую Лука напевает, сидя на кухне: «Середь ночи… путь-дорогу не видать…» Стоит заметить, что у Горького в этом произведении нет ни одной лишней фразы, каждая из них весомая, несущая в себе большой смысл.

Лука с первых же минут своего появления на сцене вносит в постановку совершенно иную философию. Памятен момент, когда странник поет песню, а его просят замолчать, говоря, что он плохо поет. Его ответная реплика заставляет задуматься читателей: «Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» И на самом деле, простыми фразами безграмотного старика Горький выражает очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но он не мог их так четко и ясно сформулировать.

Показателен в этой части произведения момент, когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Этим моментом очень ярко показан уровень моральной деградации героев. Причем нельзя назвать Пепла отрицательным героем. Он способен любить, желает заботится о дорогом человеке… Но лучшее развлечение для него – унизить другого человека. В этом случае очень мудрой кажется реплика Барона: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…»

Позиция же Бубнова на этот вопрос раскрывается одной репликой: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Действительно, на самом дне жизни уже нет и не может быть подобных различий между людьми - перед лицом голода и нищеты все равны. И все былые регалии уже не имеют абсолютно никакого значения, лишь мозолят глаза и душу, как оспа, «и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…». Какова же позиция Луки? «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!»

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке. Молодому Алешке, так же бездумно прожигающему свою жизнь в постоянных пьянках, старик говорит добродушно: «Эх, парень, запутался ты…». Он пристыжает обитателей ночлежки за их отношение к умирающей Анне: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни.

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, не бранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…». На первый взгляд он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»

И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: "Был честной, да позапрошлой весной…"

С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

При беседе с Наташей мы понимаем, что Лука не привязан к какому-либо месту, у него нет дома: «Старику – где тепло, там и родина…». Он скиталец, у которого нет даже родины. Об этом говорит и та песенка, которую Лука напевает, сидя на кухне: «Середь ночи… путь-дорогу не видать…» Стоит заметить, что у Горького в этом произведении нет ни одной лишней фразы, каждая из них весомая, несущая в себе большой смысл.

Лука с первых же минут своего появления на сцене вносит в постановку совершенно иную философию. Памятен момент, когда странник поет песню, а его просят замолчать, говоря, что он плохо поет. Его ответная реплика заставляет задуматься читателей: «Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» И на самом деле, простыми фразами безграмотного старика Горький выражает очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но он не мог их так четко и ясно сформулировать.

Показателен в этой части произведения момент, когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Этим моментом очень ярко показан уровень моральной деградации героев. Причем нельзя назвать Пепла отрицательным героем. Он способен любить, желает заботится о дорогом человеке… Но лучшее развлечение для него – унизить другого человека. В этом случае очень мудрой кажется реплика Барона: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…»

Позиция же Бубнова на этот вопрос раскрывается одной репликой: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Действительно, на самом дне жизни уже нет и не может быть подобных различий между людьми - перед лицом голода и нищеты все равны. И все былые регалии уже не имеют абсолютно никакого значения, лишь мозолят глаза и душу, как оспа, «и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…». Какова же позиция Луки? «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!»

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке. Молодому Алешке, так же бездумно прожигающему свою жизнь в постоянных пьянках, старик говорит добродушно: «Эх, парень, запутался ты…». Он пристыжает обитателей ночлежки за их отношение к умирающей Анне: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

Новое на сайте

>

Самое популярное